Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Развитие навыков бесконфликтного общения детей в условиях реабилитационного центра

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Астраханцева Марина Константиновна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2023»  (декабрь, 2023)
Количество просмотров статьи: 101
Показать PDF версию Развитие навыков бесконфликтного общения детей в условиях реабилитационного центра

Астраханцева Марина Константиновна

«Научись любить и понимать людей,

и рядом с тобой всегда будут друзья»

Общение — одно из основных условий полноценного развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека.

Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.

Мир взаимоотношений детей разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. В каждом детском коллективе можно наблюдать сложную картину межличностных отношений.

В настоящее время проявление агрессивного поведения встречается у детей достаточно часто. Это имеет много причин, но основные — это воспитание, общение с другими людьми, врожденная склонность к насилию.

Агрессивное поведение может, проявляется по-разному: физическая агрессия, устная агрессия, разрушительность, непослушание.

Большинство детей, поступающих в наш Центр, имеют проблемы межличностного общения: часто во время различных коллективных видов деятельности между детьми возникают конфликты, связанные с неумением понимать самого себя и регулировать свое эмоциональное состояние. Дети не умеют договариваться со сверстниками, приходить к общему решению, учитывать мнение других.

И поэтому время от времени у нас возникают конфликтные ситуации, в которых бывает трудно разобраться.

— У детей происходят ссоры из-за игрушек;

— Споры из-за распределения ролей;

— Ситуации, когда ребенка не принимают в игру, так как роли уже распределены;

— Временами ребенку важно, чтобы педагог обратил на его эмоциональное состояние;

— Острые противостояния детей друг другу, по-другому сказать драки;

— Проявление вербальной агрессии;

— Ябедничество.

В общении между некоторыми детьми иногда приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

В работе по формированию нравственных взаимоотношений использую этические беседы. Беседуя с детьми, побуждаю их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, даю возможность высказаться. Это позволяет понять, о чём они думают, и что знают из личного опыта. Благодаря этому виду деятельности дети учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а иногда и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Усваивают понятия «добро и зло», «отзывчивость», «честность» и «справедливость». Узнают, чем может быть страшна ложь и прекрасна правда («Правила поведения», «Что мы знаем о вежливости», «Добро и зло»).

Так же использую в работе с детьми чтение и анализ художественных произведений таких как: Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок», Н. Носов «На горке», В. Осеева «Волшебное слово», В. Сутеев «Яблоко», сказка «Волшебный молоток», так же произведения К.Д. Ушинского: «Слепая лошадь», «Ветер и солнце», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Два козлика» и др., которые формируют представление о конфликте, его причинах и способах разрешения, учат взаимовыручке и взаимопониманию, воспитывают чувство ответственности за свои поступки.

Одним из наиболее действенных методов обучения бесконфликтному общению являются коммуникативные игры. Данный вид игр актуален и интересен в настоящее время, так как именно они развивают у детей навыки общения и способность к совместным действиям в бытовых жизненных ситуациях. Игру можно применять как в часть занятия, так и как самостоятельное занятие.

В работе с детьми так же использую другие виды игр, как: коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые, настольно-печатные, хороводные игры и игры с правилами.

Все эти игры направлены на развитие умения общаться, сотрудничать и взаимодействовать между собой в различных жизненных ситуациях. Оказывают влияние на формирование доброжелательности, умения слушать и слышать, получать радость от общения, умения понятно выражать свои чувства и мысли, повышают терпимость к чужому поведению, мнениям, идеям и чувствам.

Использую в работе проведение вечерних огоньков. Дети перед отбоем садятся в холле и разговаривают о том, как прошел их день. Что было хорошее, а что не очень. В течение дня стараюсь примечать добрые дела и тех детей, которые не могут рассказать самостоятельно о себе. Добиваюсь того чтобы дети могли рассказать хорошее не только о себе, но и о своих друзьях. Хвалю детей и поощряю их в присутствии всех. Делаю это за конкретное действие или поступок. Важно сформировать у них позитивное само отношение «Я хороший». Доносить до детей их хорошие качества и достоинства.

Все эти виды деятельности оказывают положительное влияние на формирование гуманных межличностных отношений между детьми. Помогают устанавливать позитивный микроклимат. Способствуют наилучшему развитию личности каждого и подготавливают к дальнейшей жизни.