Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Стёпкина Наталья Владимировна
учитель-дефектолог высшей категории
МБДОУ детский сад №80 «Аист»
г. Ульяновск
E-mail: ekaterina_gerr@mail.ru
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на образование в пределах специальных образовательных программ, лечение и оздоровление, воспитание и коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с ОВЗ, относятся дети с:
* Замедленным и ограниченным восприятием
* Недостатками развития моторики
* Недостатками речевого, сенсорного развития
* Недостатками развития мыслительной деятельности
* Недостаточной познавательной активностью
* Пробелами в знаниях об окружающем мире и межличностных отношениях
* Недостатками в развитии личности
К категории детей-инвалидов относятся дети имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушений развития и роста ребёнка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.
Услуги, предоставляемые детям с ОВЗ и имеющим инвалидность:
* Группы кратковременного пребывания и группы полного дня
* Интеграционные, инклюзивные группы для детей с соматическими, двигательными и другими видами нарушений
* Создаются условия для индивидуального развития детей с ОВЗ
Сопровождение — это создание условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе, которое включает в себя:
* Отслеживание динамики психического развития ребёнка в процессе обучения и развития
* Создание условий для развития личности каждого ребёнка успешности его обучения
* Создание специальных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с ОВЗ
Цель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ заключается в: создании комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Задачи психолого-педагогического сопровождения
* Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии.
* Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).
* Возможность освоения детьми с ОВЗ «Общеобразовательной программы» и их интеграции в образовательном учреждении.
Одним из условий психолого-педагогического сопровождения является разработка адаптированной индивидуальной образовательной программы, которая разрабатывается на базе основной адаптированной образовательной программы, в соответствии с особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ к которой относится ребёнок, а также с учётом психофизического развития, индивидуальных возможностей и уровень социальной адаптации указанных лиц.
Представляю вам алгоритм действий с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, посещающими ДОУ:
* Первичная встреча с семьёй, сбор информации о развитии ребёнка и выявление образовательного запроса
* Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)
* Разработка индивидуального маршрута на основе заключения консилиума ДОУ
* Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе
а так же:
* Создание условий в развивающей среде для ребёнка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ
* Реализация индивидуальной программы или маршрута
* Проведение первичной, промежуточной и вторичной диагностики и анализ
* Консультирование родителей
Индивидуально-образовательный маршрут — это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребёнка при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.
Задачи маршрута сопровождения:
* Развитие личности ребёнка (с учётом его индивидуальных, физических и умственных возможностей)
* Осуществление полноценной адаптации в группе сверстников
* Проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми
* Подготовка к школьному обучению
* Оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребёнка
Педагогам, осуществляющим, психолого-педагогическое сопровождения детей с ОВЗ необходимо консультировать родителей:
* О предельно-допустимой норме учебной нагрузки
* Об основных образовательных программах
* О дополнительных коррекционно-развивающих программах
* О содержании психолого-педагогической коррекции
* О возможности и правилах изменения образовательного маршрута
Педагогическому коллективу ДОУ необходимо соблюдать принципы работы с детьми с ОВЗ, а именно:
* Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учёт личностных особенностей ребёнка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
* Гуманно-личностный — всестороннее уважение и любовь к ребёнку, каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «я -концепции» каждого ребёнка, его представления о себе.
* Принцип комплексности — психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте дефектолога со всеми специалистами ДОУ, родителями.
* Принцип деятельностного подхода
В заключении хотелось бы напомнить, что: «Аномальный ребёнок, как и нормальный, проходит те же этапы развития, только на дефектной основе», (Л. С. Выготский) и задача учителя-дефектолога помочь ребёнку пройти эти этапы развития с максимальной эффективностью для каждого конкретного ребёнка в зависимости от его индивидуальных интеллектуальных и физических возможностей.