Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми возможностями и здоровья (ОВЗ) в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Стёпкина Наталья Владимировна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2016»  (ноябрь)
Количество просмотров статьи: 3877
Показать PDF версию Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми возможностями и здоровья (ОВЗ) в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Стёпкина Наталья Владимировна
учитель-дефектолог высшей категории
МБДОУ детский сад №80 «Аист»
г. Ульяновск
E-mail: ekaterina_gerr@mail.ru

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на образование в пределах специальных образовательных программ, лечение и оздоровление, воспитание и коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с ОВЗ, относятся дети с:

* Замедленным и ограниченным восприятием

* Недостатками развития моторики

* Недостатками речевого, сенсорного развития

* Недостатками развития мыслительной деятельности

* Недостаточной познавательной активностью

* Пробелами в знаниях об окружающем мире и межличностных отношениях

* Недостатками в развитии личности

К категории детей-инвалидов относятся дети имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушений развития и роста ребёнка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.

Услуги, предоставляемые детям с ОВЗ и имеющим инвалидность:

* Группы кратковременного пребывания и группы полного дня

* Интеграционные, инклюзивные группы для детей с соматическими, двигательными и другими видами нарушений

* Создаются условия для индивидуального развития детей с ОВЗ

Сопровождение — это создание условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе, которое включает в себя:

* Отслеживание динамики психического развития ребёнка в процессе обучения и развития

* Создание условий для развития личности каждого ребёнка успешности его обучения

* Создание специальных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с ОВЗ

Цель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ заключается в: создании комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Задачи психолого-педагогического сопровождения

* Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии.

* Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).

* Возможность освоения детьми с ОВЗ «Общеобразовательной программы» и их интеграции в образовательном учреждении.

Одним из условий психолого-педагогического сопровождения является разработка адаптированной индивидуальной образовательной программы, которая разрабатывается на базе основной адаптированной образовательной программы, в соответствии с особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ к которой относится ребёнок, а также с учётом психофизического развития, индивидуальных возможностей и уровень социальной адаптации указанных лиц.

Представляю вам алгоритм действий с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, посещающими ДОУ:

* Первичная встреча с семьёй, сбор информации о развитии ребёнка и выявление образовательного запроса

* Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)

* Разработка индивидуального маршрута на основе заключения консилиума ДОУ

* Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе

а так же:

* Создание условий в развивающей среде для ребёнка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ

* Реализация индивидуальной программы или маршрута

* Проведение первичной, промежуточной и вторичной диагностики и анализ

* Консультирование родителей

Индивидуально-образовательный маршрут — это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребёнка при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.

Задачи маршрута сопровождения:

* Развитие личности ребёнка (с учётом его индивидуальных, физических и умственных возможностей)

* Осуществление полноценной адаптации в группе сверстников

* Проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми

* Подготовка к школьному обучению

* Оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребёнка

Педагогам, осуществляющим, психолого-педагогическое сопровождения детей с ОВЗ необходимо консультировать родителей:

* О предельно-допустимой норме учебной нагрузки

* Об основных образовательных программах

* О дополнительных коррекционно-развивающих программах

* О содержании психолого-педагогической коррекции

* О возможности и правилах изменения образовательного маршрута

Педагогическому коллективу ДОУ необходимо соблюдать принципы работы с детьми с ОВЗ, а именно:

* Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учёт личностных особенностей ребёнка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

* Гуманно-личностный — всестороннее уважение и любовь к ребёнку, каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «я -концепции» каждого ребёнка, его представления о себе.

* Принцип комплексности — психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте дефектолога со всеми специалистами ДОУ, родителями.

* Принцип деятельностного подхода

В заключении хотелось бы напомнить, что: «Аномальный ребёнок, как и нормальный, проходит те же этапы развития, только на дефектной основе», (Л. С. Выготский) и задача учителя-дефектолога помочь ребёнку пройти эти этапы развития с максимальной эффективностью для каждого конкретного ребёнка в зависимости от его индивидуальных интеллектуальных и физических возможностей.