Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Любкин Александр Владимирович / Lyubkin Aleksandr Vladimirovich
–
магистрант 2 курса, кафедра экономики и финансового права,
факультет экономики и права,
Дальневосточный институт управления – филиал РАНХиГС, г. Хабаровск
Научный руководитель: Ефременко Владимир Филлипович,
к.э.н., доцент кафедры экономики и финансового права,
Дальневосточный институт управления – филиал РАНХиГС, г. Хабаровск
Аннотация: в статье проведен анализ сектора розничной торговли потребительского рынка Хабаровского края, сформулированы основные проблемы и перспективы развития на основе сделанного прогноза.
Ключевые слова: потребительский рынок, розничная торговля, Хабаровский край.
В ходе исторического развития экономик различных стран мира наиболее интенсивное развитие получил потребительский рынок. Потребительский рынок на сегодняшний день является сферой непосредственного экономического воздействия на человека и фактором политической стабильности в обществе.
Потребительский рынок представляет собой своеобразную открытую систему экономики, которая реагирует как на внутреннюю ситуацию в стране, так и на совокупность экономических, политических, социальных и других внешних факторов [3]. Поэтому любые экономические, политические и другие трудности и противоречия наиболее быстро и остро отражаются на состоянии именно потребительского рынка. Сбалансированность потребительского рынка по количеству и качеству товаров, а также ценам является обязательной составляющей для успешного функционирования экономики любой страны мира.
Потребительский рынок — значимая сфера экономической деятельности, которая выполняет важную роль ― связывает продавца, предлагающего определенный набор товаров и услуг с покупателями, которые имеют необходимость и возможность предлагаемые товары и услуги приобрести [4]. Без сферы потребительского рынка невозможно ни удовлетворение запросов и интересов населения, ни поддержание его жизнедеятельности. Расширение потребительского рынка традиционно рассматривается как показатель роста благосостояния населения страны —это еще один факт, позволяющий судить о значимости изучаемой сферы[6].
На сегодняшний день в сфере потребительского рынка Хабаровского края осуществляют свою деятельность 31,9 тыс. организаций и индивидуальных предпринимателей, а количество занятых в отрасли превышает 150 тыс.чел, что составляет более 20% от общей численности занятых в экономике края [1].
Инфраструктура потребительского рынка края включает в себя следующие объекты:
7 розничных рынков на 853 торговых места;
79 ярмарок на 4844 торговых места;
30 оптово-розничных баз;
11,2 тыс. объектов розничной торговли;
2,5 тыс. предприятий бытового обслуживания;
1,6 тыс. предприятий общественного питания [2].
Также необходимо отметить, что потребительский рынок края характеризуется высокой инвестиционной активностью, ежегодно в отрасль вкладывается более 1 млрд.рублей инвестиций. Данные средства направляются в основном на строительство новых объектов, перепрофилирование существующих предприятий, покупку новейшего оборудования и внедрение инновационных технологий. Таким образом, предприятия края постепенно выходят на уровень, соответствующий европейским стандартам.
Рассмотрев сектор розничной торговли потребительского рынка Хабаровского края можно отметить, что наблюдается положительная динамика на протяжении 6 лет. Оборот розничной торговли края за период с 2010 по 2015 г. увеличился на 165,04 % и составил к концу 2015 года 283 900 тыс.руб.
Таблица 1 ― Оборот розничной торговли Хабаровского края
Наименование показателей | Год | |||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Оборот розничной торговли, млн руб. | 144975 | 167132 | 184692 | 210414 | 239263 | 283900 |
в процентах к предыдущему году, в сопоставимых ценах | 106,2 | 106,4 | 104,9 | 106,5 | 105,1 | 101,5 |
Оборот розничной торговли на душу населения, тыс. руб. | 107,7 | 124, 5 | 137,6 | 156,9 | 178,7 | 212,1 |
в процентах к предыдущему году, в сопоставимых ценах | 106,5 | 106,7 | 104,9 | 106,6 | 105,3 | 101,2 |
Далее спрогнозируем оборот розничной торговли Хабаровского края на основе аналитического выравнивания. Рассмотрим динамику по годам с помощью уравнения Тренда.
Линейное уравнение тренда имеет вид y=a1t+a0
Находим параметры уравнения методом наименьших квадратов.
Система уравнений МНК:
a0n+a1∑t=∑y;
a0∑t + a1∑t2 = ∑y х t;
Таблица 2 – Параметры уравнения тренда
t | y | t2 | y2 | t*y |
1 | 144975 | 1 | 21017750625 | 144975 |
2 | 167132 | 4 | 27933105424 | 334264 |
3 | 184692 | 9 | 34111134864 | 554076 |
4 | 210414 | 16 | 44274051396 | 841656 |
5 | 239263 | 25 | 57246783169 | 1196315 |
6 | 283900 | 36 | 80599210000 | 1703400 |
21 | 1230376 | 91 | 265182035478 | 4774686 |
Для наших данных система уравнений имеет вид:
6a0+21a1=1230376
21a0+91a1=4774686
Из первого уравнения выражаем а0 и подставим во второе уравнение
Получаем a0=111388.667,a1=26764
Уравнение тренда:
y = 26764 t + 111388.667
Рисунок 1– Уравнение тренда для оборота розничной торговли
Эмпирические коэффициенты тренда a и b являются лишь оценками теоретических коэффициентов βi, а само уравнение отражает лишь общую тенденцию в поведении рассматриваемой переменной.
Подставив в уравнение тренда значение прогнозируемых периодов на 2016 и 2017 года получим следующие результаты:
Таблица 3 ― Планируемый оборот розничной торговли Хабаровского края
Наименование показателей |
Год |
|||||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | |
Оборот розничной торговли, млн руб. | 44975,1 | 167132,3 | 184692,2 | 210413,5 | 239263,0 | 283900,0 | 298736,7 | 325500,7 |
в процентах к предыдущему году, в сопоставимых ценах | 106,2 | 106,4 | 104,9 | 106,5 | 105,1 | 101,5 | ― | ― |
На фоне положительного прогноза объемов розничной торговли на сегодняшний день можно выделить следующие основные тенденции в развитии потребительского рынка Хабаровского края:
1. Изменение структуры розничных каналов продаж в сторону современных форматов торговли.
На сегодняшний день в целом по краю наблюдается сокращение количества магазинов с традиционной формой обслуживания, а количество предприятий, осуществляющих реализацию товаров по методу самообслуживания наоборот растет.
Таблица 4 — Количество магазинов самообслуживания в Хабаровском крае по состоянию на 01 января соответствующего года
Виды магазинов | Год | ||||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Прирост 2015 г. по сравнению с 2010 г. |
|
Продовольственные | 127 | 129 | 128 | 169 | 196 | 195 | 68 |
Непродовольственные | 276 | 309 | 395 | 461 | 417 | 486 | 210 |
Смешанные | 88 | 114 | 136 | 154 | 179 | 182 | 94 |
Итого | 491 | 552 | 659 | 784 | 792 | 863 | 372 |
Стоит отметить, что количество магазинов современных форматов торговли будет расти и далее, все больше вытесняя с рынка «традиционные» магазины.
2) Рост популярности дистанционной торговли через сеть Интернет.
Как видим из рисунка, объем рынка Интернет-торговли России увеличился с 2010-2014 г. на 444 млрд руб. и превысил отметку в 620 млрд руб.в 2014 году. В 2015 и 2016 году ожидается дальнейшее увеличение объема Интернет-торговли до, предположительно, 807 млрд руб. в 2015 году и 1016 млрд рублей в 2016 году [5].
Рисунок 2 ― Объем рынка Интернет-торговли России, млрд руб.
Что касается Хабаровского края, то доля продаж через интернет в общем обороте розничной торговли Хабаровского края составляет 0,8% и также будет продолжать расти.
3) Увеличение доли реализации продукции местных производителей в общем объеме розничной торговли Хабаровского края.
Отток населения из отдаленных районов края, низкая покупательская способность не мотивируют предпринимателей на открытие и развитие объектов потребительского рынка. На сегодняшний день существенный недостаток торговых площадей
4) Увеличение совокупного объема деятельности организаций потребительской кооперации.
На сегодняшний день в условиях действия кризиса и экономических санкций одним из основных вопросов является импортозамещение. С каждым днем предприятия торговли проявляют все большую заинтересованность в реализации продукции местных производителей. Так, количество ярмарок за 5 лет увеличилось на 24 единицы, также расширяется и география распространения ярмарок ― в 2015 году дополнительно была организована работа 8 ярмарок.
Таким образом, из анализа текущего состояния сектора розничной торговли потребительского рынка Хабаровского края можно заключить, что существуют хорошие возможности для дальнейшего развития данной сферы экономики в крае. Однако несмотря на достаточно активное развитие розничной торговли нельзя не оставить без внимания следующие проблемы рынка:
Недостаточный уровень покупательской способности.
Дефицит квалифицированных кадров в сфере потребительского рынка Хабаровского края.
Недоступность товаров и услуг для некоторых групп населения.
Отсутствие единой системы информационного обеспечения в сфере потребительского рынка.
Отсутствие стандартизации конкуренции.
Литература
Об основных направлениях развития потребительского рынка в Хабаровском крае на период 2012-2015 годов (с изменениями на 12 мая 2014 года) : Постановление Правительства Хабаровского края от 26 января 2012 года № 9-пр
Проект комплексной краевой программы «Развитие потребительского рынка в Хабаровском крае на 2016 – 2020 годы»
Белов Г. В. Товары и услуги на потребительском рынке. М. :Академкнига, 2014. 256 с.
Березин И.А. ВВП, потребительский рынок, распределение доходов и социальная стратификация в России // Практический маркетинг. 2007.№ 2. С. 2- 8.
Ежегодный доклад Комитета ТТП РФ по развитию потребительского рынка [Электронный ресурс]: URL: http://tpprf.ru/ru/interaction/committee/komtorg/ru (дата обращения: 07.06.2016)
Чикин И.Е. Потребительский рынок Российской Федерации: значение и понятие // Юрист. 2008. № 12. С. 32-36.