Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Правовой статус несовершеннолетнего помещенного в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Самбиева Седа Алиевна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2018»  (май, 2018)
Количество просмотров статьи: 1880
Показать PDF версию Правовой статус несовершеннолетнего помещенного в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа

Самбиева Седа Алиевна
Студентка 2-го курса
Юридического факультета (магистратура)
Чеченского Государственного Университета

Вопрос о правовом статусе несовершеннолетнего, помещенного в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, при всей его принципиальной значимости, нельзя отнести к числу не то, что в какой-то мере исследованных, но даже и в полной мере поставленных. Между тем, этот вопрос заслуживает самого серьезного внимания, учитывая, что исследуемая мера уголовно-правового характера, как реальное выражение уголовной ответственности несовершеннолетнего, самым непосредственным образом затрагивает его права, свободы и обязанности.

Формируется правовой статус несовершеннолетнего в уголовном праве, как это правильно отмечается в литературе, двумя основными способами: лишением, ограничением прав, законных интересов, наложением дополнительных обязанностей либо наделением дополнительными правами. Стоит, однако, лишь добавить, что уголовно-правовой статус несовершеннолетнего не может рассматриваться как изолированная правовая характеристика личности. Он строится на основе общего правового статуса ребенка, включает в себя многие его компоненты. В ст. 10 УИК РФ на этот счет сформулировано вполне определенные предписания: «Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных» (ч. 1); «при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации» (ч. 2). И хотя эти положения прямо адресованы лицам, в отношении которых исполняется уголовное наказание, полагаем, есть все основания экстраполировать их и на лиц, освобожденных судом от наказания с применением иных мер уголовно-правового характера. В подтверждение тому — ч. 1 ст. 8 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», согласно которой несовершеннолетним, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, обеспечиваются права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребенка, международными договорами РФ, самим этим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Режим изоляции несет в себе существенный карательный потенциал и, вероятно, важен сам по себе. Но по большому счету он имеет обеспечивающее значение и предназначен для создания условий интенсивного и круглосуточного воспитательного и реабилитационного процесса. Этот режим не исключает самого права на свободу или возможности его реализации, а самое главное он сконструирован таким образом, чтобы не препятствовать сохранению и развитию позитивных социальных связей несовершеннолетнего. Прежде всего, речь в данном случае идет о связи подростка с его семьей.

Право несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье, а также поддерживать контакты с семьей является одним из ключевых в его правовом статусе. Его обеспечению посвящен целый ряд международно-правовых предписаний. Конвенция о правах ребенка устанавливает: «Государства-участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителям, за исключением случая, когда это противоречит интересам ребенка»; «Государства-участники обеспечивают, чтобы каждый лишенный свободы ребенок имел право поддерживать связь со своей семьей путем переписки и свиданий, за исключением особых обстоятельств» (ст. 9, ст. 37). Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, предписывают: «В интересах благополучия несовершеннолетних, помещенных в исправительные учреждения, их родители или опекуны должны иметь право посещать их», «Исправительные учреждения для несовершеннолетних должны быть децентрализованными и иметь размеры, облегчающие контакты между несовершеннолетними и их семьями», «Каждый несовершеннолетний должен иметь право на регулярные и частые свидания. В принципе раз в неделю и не менее раза в месяц, в условиях, учитывающих потребность несовершеннолетнего в уединении, контактах и неограниченном общении со своей семьей и защитником», «Несовершеннолетним следует разрешать покидать исправительные учреждения для посещения дома и встречи с семьей» (ст. 11, 30, 59, 60).

Важно помнить, что лишение несовершеннолетнего возможности поддерживать контакты с родителями и членами семьи имеет ряд серьезных отрицательных последствий. Регулярные контакты особенно важны для интеграции ребенка в семью после его освобождения, а также для обеспечения благополучия и психологического здоровья ребенка в период нахождения в закрытом учреждении. Именно в силу этого, ч. 4 ст. 8 упомянутого Закона специально закрепила правило о том, что по отношению к воспитанникам специальных учебно-воспитательных учреждений не допускается применение мер воздействия, которые связаны с ограничением контактов несовершеннолетних с родителями или иными законными представителями либо лишение несовершеннолетних контактов с родителями или иными законными представителями.

В характеристике правового статуса несовершеннолетнего, пребывающего в специальном учебно-воспитательном учреждении, важно обратить внимание, что он является именно воспитанником, а не просто обучающимся, и находится в учреждении на полном государственном обеспечении.

Система содержания несовершеннолетнего в специальном учреждении должна быть организована таким образом, чтобы не нарушать его основного права в этой области — права на гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение.

Существенным элементом правового статуса несовершеннолетнего воспитанника специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа выступают его обязанности. Общие обязанности осужденных установлены ст. 11 УИК РФ. Представляется, что они без изъятий распространяются на исследуемый нами контингент несовершеннолетних, принимая во внимание, что они являются именно осужденными по приговору суда. Среди таких общих обязанностей надо отметить:

— исполнение установленных законодательством РФ обязанностей граждан Российской Федерации, соблюдение принятых в обществе нравственных норм поведения, требований санитарии и гигиены;

— соблюдение требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

— выполнение законных требований администрации учреждения;

— вежливое отношение к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, а также к другим осужденным.

Конкретизируются права несовершеннолетних воспитанников Уставами специальных воспитательных учреждений. В них устанавливаются обязанности:

— примерно вести себя; соблюдать устав, правила внутреннего распорядка, правила противопожарной безопасности и иные локальные акты учреждения;

— добросовестно учиться; выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебными планами, овладевать знаниями, умениями и навыками;

— участвовать в общественно полезном труде;

— посещать все виды учебных занятий, определенных учебным планом, если иное не предусмотрено локальными актами учреждения;

— уважать честь и достоинство других воспитанников и работников учреждения;

— бережно относиться к имуществу учреждения;

— выполнять решения органов управления учреждения;

— выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Представляется необходимым еще раз подчеркнуть, что в систематизированном виде эти права и обязанности фиксируются только в локальных нормативных актах — уставах учреждений и правилах внутреннего распорядка. На более высоком нормативном уровне существуют разрозненные системы прав и обязанностей, характеризующих положение несовершеннолетнего в различных правовых отношениях: часть из них носит общий характер, часть может быть применена для оценки положения воспитанников специальных учреждений частично или с соответствующими оговорками. В силу этого надо признать, что четкое и полное представление о правовом статусе несовершеннолетнего, освобожденного от уголовного наказания в виде лишения свободы и помещенного в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, может быть сформировано лишь на теоретическом уровне. Такое положение вещей нельзя признать в полной мере удовлетворительным. Полагаем, что обеспечению надлежащих гарантий законности и гуманитарных стандартов должно служить четкое закрепление правового статуса воспитанника специального учреждения.

Формой такого закрепления должен стать документ, аналогичный ранее действовавшему Типовому положению о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденный на уровне не ниже правительственного акта.