Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Исторические и социальные предпосылки установления уголовной ответственности за организацию незаконного вооруженного формирования и участие в нем

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Дауткереева Марха Мусаевна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №7 2016»  (июль)
Количество просмотров статьи: 2343
Показать PDF версию Исторические и социальные предпосылки установления уголовной ответственности за организацию незаконного вооруженного формирования и участие в нем

Дауткереева Марха Мусаевна
студентка 3 курса направление «Юриспруденция»
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"

Изучение истории развития ответственности, за то или иное преступление является необходимой методологической составляющей исследования современного состояния норм уголовного закона, поскольку позволяет выявить прообразы нынешних норм, определить тенденции развития таких норм и сформулировать при необходимости согласованные с историческим опытом предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Первым памятником права нашей страны, в котором можно обнаружить прообраз ныне существующей ст. 208 УК РФ, является «Уложение царя Алексея Михайловича» (1649 г.), которое содержало в гл. 2 описание группы преступлений, посягающих на честь государя и его здоровье. Так, в ст. 2 указанной главы говорится: «...будет кто при державе царьскаго величества, хотя Московским государьством завладеть и государем быть и для того своего злово умышления начнет рать сбирать... и такова изменника по тому же казнити смертию».[1,с.122]

В 19 артикуле предусматривалось четвертование с конфискацией имущества для тех, кто незаконно «войско вооружит или оружие предпримет против его величества». [2,с.280]

Уголовное законодательство Российской империи второй половины XIX - начала XX в., в частности Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (в редакции 1885 г.) и Уголовное уложение 1903 г., в отличие от уголовно-правовых систем других стран, не выделяло самостоятельного раздела или главы, где были бы сосредоточены нормы об ответственности за деяния, аналогичные тем, которые предусмотрены в главе 24 раздела IX УК 1996 г. (Преступления против общественной безопасности).

Последним в истории Российской империи фундаментальным законодательным актом в сфере уголовного права было Уголовное уложение от 22 марта 1903 г. [3,с.95] Оно существенно отличалось от предыдущих законодательных актов не только по технико-юридическому изложению, но и по содержательной стороне. Уложение вводилось в действие постепенно, по отдельным главам и даже по отдельным статьям. В нем также предусматривались отдельные нормы об общеопасных преступлениях.

До 1917 г. уголовное законодательство об ответственности за общеопасные преступления не подвергалось каким-либо изменениям.

После Октябрьской революции одним из фундаментальных законов советской власти является Конституция Российской Советской Социалистической Республики, принятая 10 июля 1918 г. Всероссийским съездом Советов. В соответствии с этим документом вопросы устройства и организации вооруженных сил Республики были отнесены к компетенции Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального исполнительного комитета (ст. 49). В этот период не существовало кодифицированного уголовного законодательства, и ответственность за наиболее тяжкие преступления предусматривалась декретами. Действия по образованию помимо воли государства вооруженных подразделений и участие в них признавались контрреволюционными преступлениями и могли быть расценены как восстания и мятеж, присвоение функций государственной власти с контрреволюционной целью, государственная измена, участие в контрреволюционных организациях. [4,с.27]

С появлением Уголовных кодексов РСФСР 1922 и 1926 гг., которые не отличались в части регламентации исследуемого преступления, ситуация не изменилась, и законодательство того периода не содержало описания организации незаконных вооруженных формирований. Наиболее схожими деяниями признавались разновидности бандитизма, предусмотренные ст. ст. 76 и 58 УК 1922 г.

Закон  СССР от 25 декабря 1958 г. к особо опасному государственному преступлению относил организационную деятельность, направленную к подготовке или совершению особо опасных государственных преступлений, к созданию организации, имеющей целью совершить преступления, а равно участие в антисоветской организации (ст. 9). За указанные государственные преступления устанавливалась уголовная ответственность, в зависимости от тяжести в виде лишения свободы от шести месяцев до пятнадцати лет с конфискацией имущества или смертная казнь с конфискацией имущества. Названные положения с минимальными поправками вошли в Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. и предусматривались в ст. 77, где определялось понятие «бандитизм». [4,с.30]

После распада СССР на территории Российской Федерации в условиях происходившего в стране «парада суверенитетов» и в связи с изменившейся социально-политической обстановкой стали возникать незаконные вооруженные формирования как альтернатива армии и правоохранительным органам.

Следует отметить, что о необходимости запрета деятельности вооруженных формирований, не предусмотренных законодательством, на высшем государственном уровне стали говорить еще в 1990 г. Особой активностью противоправных действий с начала 90-х годов прошлого столетия характеризовались незаконные вооруженные формирования, базировавшиеся на территории Чеченской Республики. Их деятельность подрывала целостность российского государства, разжигала национальную и религиозную рознь, унося сотни и тысячи людских жизней. Такая ситуация стала следствием длительного и тотального разрушения основ правопорядка в республике. [5,с.57]

Криминализация незаконной деятельности по созданию незаконных вооруженных формирований и участию в них в современном понимании этого преступления во многом была обусловлена обстановкой на Северном Кавказе, в Чеченской Республике, на территории которой возникли многочисленные незаконные вооруженные формирования, чья деятельность в течение продолжительного времени была связана с кровопролитием, уносила людские жизни и нарушала основы цивилизованного существования общества. В настоящее время состав организации незаконного вооруженного формирования или участие в нем предусмотрен ст. 208 УК РФ, которая является преемницей ст. 77.2 УК РСФСР.

Литература:

  1. Соборное уложение 1649 года //Отечественное законодательство XI - XX веков: Пособие для семинаров. Часть I (XI - XIX вв.) /Под ред. О.И. Чистякова. - М.: Юристъ, 1999. – 568с.

  2. Российское законодательство Х - ХХ веков: в 9 т. Т. 9 /Под общ. ред. О.И. Чистякова. - М.: Юридическая литература, 1994. – 623с.

  3. Таганцев Н.С. Уголовное уложение 22 марта 1903г. – СПб.: Тип. Меркушева, 1911. – 485с.

  4. Дмитренко А.В., Фаргиев И.А. История развития уголовного законодательства России о незаконном вооруженном формировании или участии в нем //История государства и права. 2005. №5. - С. 27-33.

  5. Бидова Б.Б. Социально-экономические и политические причины религиозного экстремизма. Религиозно-политический экстремизм и пути его преодоления (http://haa.su/Gtv/) //В сборнике: Государство и право: теория и практика (http://haa.su/Gtw/) Материалы II Международной научной конференции. 2013. - С. 55-59.