Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
О.А. Тисенкова
кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, коммерции и рекламы,
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
А.А. Балакина
студент кафедры маркетинга, коммерции и рекламы,
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
A. A. Balakina, Orenburg State University
O. A. Tisenkova Orenburg State University
Аннотация. В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты технологии CRM-систем. Определены основные цели и функции данной технологии, а также рассмотрены понятия маркетингового информационного пространства и место потребителей в нем. Проведен сравнительный анализ CRM-систем, по ключевым критериям.
Ключевые слова: Customer Relationship Management, управление отношениями с клиентами, маркетинговое информационное пространство, CRM- система, практика CRM.
Abstract. The article deals with the theoretical and practical aspects of technology CRM-systems. The main purpose and function of the technology, and discusses the concept of marketing information space and place customers in it. A comparative analysis of CRM-systems, the key criterion.
Keywords: Customer Relationship Management, CRM, marketing information space control system, the CRM practice.
В обстоятельствах глобализации информационной структуры, очевидно, что благополучно существовать в рыночной среде смогут только те организации, которые интегрируют все свои собственные маркетинговые информационные возможности в цельную комплексную совокупность.
Маркетинговое информационно пространство (далее МИП) организации – совмещение маркетинговых информационных средства, ресурсов информационной взаимосвязи и информационно маркетинговой инфраструктуры организации [5].Относительно организации маркетингового информационного пространства, как участника рыночных взаимоотношений, оно может быть внешним и внутренним. К внешней среде относят объекты, факторы и явления, находящиеся за границами фирмы и оказывающие воздействие на его деятельность, которые заключается из двух значительных составляющих – микро- и макросреды. Микросреда маркетинга – это факторы, созданные самой организацией и находящиеся под ее контролем, а также факторы, которые возникают самостоятельно от деятельности предприятия, но которые вступают с ней в тесные связи и в той или иной мере контролируемые ею.
Одним их таких факторов микросреды маркетинга организации являются потребители, или клиенты организации. Место потребителей в иерархии МИП, представлено на рисунке. Современные теории маркетинга и менеджмента предполагают, что вся деятельность организаций направлена на потребителей и на удовлетворение их потребностей. Управление потоком клиента выдвигается на передний план управления организацией и приобретает все большее значение. Основным вопросом маркетолога в настоящее время является построение системных конструкций управления маркетингом, способных приспосабливаться к новым условиям в постоянно меняющимся информационном мире.
Рисунок - Место потребителей в иерархии МИП
Сегодня многие организации уже перешли на автоматизированные системы управления взаимоотношениями с клиентами. Основываясь на опыте развитых стран, доказано, что эффективность работы с клиентами становится намного выше, если предприятие принимает концепцию Customer Relationship Management (Управление отношениями с клиентами, далее CRM).Такая система становится удобным инструментом взаимодействия со внешней маркетинговой средой компании, а именно с клиентами, поскольку зачастую такая работа принимает все более системный характер, порождая все большее количество взаимосвязанных функций и операций. Поэтому применение автоматизированной системы работы с клиентами, упрощающая и убыстряющая процессы взаимодействия с клиентами, принимает все большее значение в маркетинге и менеджменте организации.
CRM-система – прикладное программное обеспечение для организаций, предназначенное для автоматизации стратегий взаимодействия с клиентами, в частности, для повышения уровня продаж, улучшения обслуживания клиентов путем сохранения информации о клиентах и истории взаимоотношений с ними [1, с. 10].
Еще один подход к определению, выдвигает Карпова С.В., CRM-система–это специальные компьютерные программы, позволяющие планировать задачи и контролировать их выполнение, вести учет клиентов, хранить документацию по проектам и автоматизировать ее создание[4].
Рассмотрим цели CRM-системы:
Анализ накопленной информации о клиентах
Настройка инструментов маркетинга
Повышение уровня продаж
Сокращение численности управленческого персонала
Оптимизация работы с клиентами
Сохранение истории взаимоотношения с клиентами
Оптимизация внутренней работы предприятия
Контроль и оценка эффективности каждого работника предприятия
CRM-система позволяет контролировать сроки выполнения заданий, регулировать загрузку персонала, хранить контактную информацию клиентов и всю информацию по проектам, автоматизировать создание документов и отчетов.
Выделяют следующие функции CRM системы:
Управление контактами
Управление продажами
Управление временем
Управление клиентами
Управление маркетингом
Управление отчетностью и финансами
Управление данными
Управление сделками через интернет
Прогнозирование и анализ будущих возможностей
При выборе CRM-системы подходящей для конкретной организации, необходимо рассмотреть большое количество критериев. На основании данных информационно-аналитического портала "Практика CRM"были взяты критерии оценки CRM-систем. В таблице 1 представлены основные обще критерии CRM-системы.
Общая информация о системе:
Интегратор Год выпуска первой версии системы Класс продукта Тип поставки |
Аренда (SaaS) |
Отраслевая применимость |
Численность компании заказчика |
Ссылка на демо-версию или деморолик |
Цена лицензий и обслуживания |
Возможности работы с клиентами и контактами |
Возможности работы с событиями и задачами |
Возможности работы с продуктами и сделками (продажами) |
Возможности для управления маркетингом |
Возможности настройки бизнес-процессов (workflow) |
Настройка и работа с отчетами |
Обучение, методология и начало работы |
Возможности интеграции |
Безопасность данных и права доступа |
Технические характеристики и архитектура |
Таблица 1 – Основные критерии CRM-систем
Для проведения сравнительного анализа различных CRM-систем, были взяты шесть наиболее существенных критериев из выше представленного списка. На основании данных сайта "Практика CRM", можно сказать, что на рынке представлено более семидесяти CRM-систем. Для проведения сравнительного анализа были взяты 10 CRM-систем (таблица 2), которые включены в список топ-10, по мнению сайта "Практика CRM".
Представлены основные выводы по сравнительному анализу:
Стоимость:
Минимальная стоимость лицензии за одно рабочее место 100$;
Максимальная >1000$ (OracleSiebel CRM и SAP CRM);
Средняя стоимость лицензии за одно рабочее место 450$;
Минимальная стоимость аренды лицензии за одно рабочее место 100$ (bpm'online и Мегаплан);
Средняя стоимость аренды лицензии за одно рабочее место – 350$;
Максимальная стоимость аренды лицензии за одно рабочее место 1000$;
Минимальная стоимость поддержки (% в год от перв. стоимости) - бесплатно (БИТ:CRM 8);
Максимальная стоимость поддержки (% в год от перв. стоимости) – 50% (ELMA CRM);
Средняя стоимость поддержки (% в год от перв. стоимости) – 15%.
Отраслевая применимость – все CRM-системы имеют широкую отраслевую применимость.
Возможности работы с клиентами и контактами - все CRM-системы имеют полные возможности работы с клиентами и контактам
Возможности работы с событиями и задачами - имеют практически все системы, однако система «SugarCRM»не выполняет в полной мере все функции.
Возможности работы с продуктами и сделками (продажами) - имеют практически все системы, однако системы «ELMA CRM» и«Мегаплан» не выполняют в полной мере все функции.
Возможности для управления маркетингом - имеют практически все системы, однако системы «bpm'online», «ELMA CRM», «Мегаплан» не выполняют в полной мере все функции.
Общие выводы:
Системы «MicrosoftDynamicsCRM», «OracleSiebelCRM»,«1С:CRM ПРОФ 2.0» и «1С:CRM КОРП 2.0», «SAP CRM», «БИТ:CRM 8» в выбранных критериях полностью имеют все необходимые функции, одно стоит отметить, что у большинства из них стоимость лицензии за одно рабочее место составляет 100- >1000$, то есть высокий ценовой сегмент;
Из всех систем, которые в выбранных критериях полностью имеют все необходимые функции, только «1С:CRM ПРОФ 2.0» и «БИТ:CRM 8» имеют относительную невысокую стоимость лицензии на одно рабочее место – 100-250$.
В результате проведенного сравнительного анализа 10CRM-систем, были выявлены те системы, которые полностью имеют весь необходимый функционал для управления предприятием, которые в свою очередь имеют приемлемый ценовой сегмент, это «1С:CRM ПРОФ 2.0» и «БИТ:CRM 8». В настоящее время эти две системы являются наиболее популярными и востребованными среди российских компаний.
Список литературы
Черкашин П.А., Готовы ли вы к войне за клиента? Стратегия управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) – Москва: Интуит, 2010. – 381 с.
Информационно-аналитический портал «Практика CRM» [Электронный ресурс]. URL: http://www.crm-practice.ru
Казакова А.Н. Концепция CRM и CRM системы на предприятиях / А.Н. Казакова, А.Г. Файзуллина / Символ науки. 2016. №1-1
Карпова С.В., Информационные технологии как средство повышения эффективности малого и среднего бизнеса // Социально-экономические проблемы развития предпринимательства: региональный аспект. Материалы Международной научно-практической конференции – Смоленск: Изд-во Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2014. – 194 с. ISBN 978-5-94047-960-0
Ковалевский В.П. Клиентоориентированный подход к аккумуляции информации в маркетинговом пространстве предприятий региона / Вопросы экономики и права. 2011. № 7 2011