Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Ельсаев Сайхан Ломэлаевич
магистрант направление подготовки 40.04.01. Юриспруденция
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"
E-mail: bela_007@bk.ru
Непосредственный объект преступления в сфере экономической деятельности указывает на целый ряд качеств информации как его предмета. Во всех случаях объект конкретизирует такую информацию, определяя круг сведений, которые могут выступать предметом того или иного конкретного преступления в сфере экономической деятельности.
Непосредственный объект преступления указывает также на специфическое или неспецифическое материальное выражение информации ввиду того, что в ряде случаев посягательство на объект возможно лишь при условии соблюдения надлежащей формы закрепления информации.
Непосредственный объект предопределяет ценность информации и ее потенциальную стоимость, а через это — возможные последствия преступления и их объем. В свою очередь, предмет, являясь материальным выражением объекта, свидетельствует о ценности самих общественных отношений и последовательности расположения составов преступления, в которых информация выступает их предметом в структуре УК РФ.
Воздействие на информацию возможно в двух основных формах: доступ к информации или ее использование. В том случае, когда виновное лицо получает незаконный доступ к информации, обязательным признаком объективной стороны состава преступления становится способ его совершения. В случае использования информации способ совершения преступления на квалификацию содеянного решающего влияния не оказывает.[1]
Если происходит воздействие на информацию, ценность которой измеряется в денежном эквиваленте, либо информацию, которая имеет экономическое значение, измеряемое в денежном выражении, состав преступления по конструкции должен носить материальный характер, а квалифицированные виды состава должны быть связаны с причинением большего материального ущерба.
Если предметом преступления выступает информация, не измеряемая в денежном выражении, состав преступления в зависимости от ценности информации по конструкции может быть как формальным, так и материальным. При этом преступные последствия, характерные для основного или квалифицированного состава, характеризуются здесь не только (и не столько) материальным ущербом для потерпевшего, но иными негативными последствиями (организационными, управленческими и пр.).[2]
Если информация выступает предметом преступления в сфере экономической деятельности, совершаемого путем бездействия, общественная опасность преступления всегда связана с последствиями такого бездействия. Следовательно, по конструкции состав таких преступлений всегда материальный, а общественно опасные последствия проявляются в виде ущерба, измеряемого в денежном выражении.
В качестве общего вывода отмечается, что информация как предмет преступлений в сфере экономической деятельности с необходимостью предполагает наличие дополнительных характеристик у субъекта преступления: либо наличие у лица доступа к ней (а равно отсутствие такового), либо наличие обязанности по предоставлению (раскрытию) определенной информации. Специфический предмет преступлений в сфере экономической деятельности предопределяет наличие специального статуса субъекта их совершения.
Информация в качестве предмета экономических преступлений влияет на интеллектуальный момент их умышленной формы вины таким образом, что, помимо осознания общественной опасности деяния, от субъекта требуется также осознание противоправности совершенных им действий либо бездействия. В работе предлагается прямо указать в диспозиции уголовно-правовых норм об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности, предметом которых выступает информация, на необходимость осознания субъектом противоправности совершенного деяния.
Литература: