Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Взаимодействие власти и общества

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Алипулатов Ильман Субханович
Рубрика: Социологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2016»  (декабрь)
Количество просмотров статьи: 4961
Показать PDF версию Взаимодействие власти и общества

Ильман Алипулатов,
политолог,
заведующий кафедрой электронных СМИ ДГУ,
председатель дагестанского отделения МедиаСоюза РФ,
член Общественной палаты РД
E-mail: alipulatov@mail.ru

В последнее время независимые эксперты, многие наши беды, недостатки в самых разных сферах жизни, благополучие людей напрямую связывают с состоянием гражданского общества.

По утверждению известного ученого, директора института социологии РАН Михаила Горшкова в настоящее время уровень реальной включенности россиян в различные сети социального взаимодействия, структуры гражданского общества все еще невысок. Это предопределяется рядом факторов, включая, прежде всего, низкую степень доверия людей к институтам гражданского общества, особенно политическим партиям и профсоюзам — то есть к тем социальным образованиям, которые по самой своей природе и предназначению должны, что называется, «играть на стороне» общества. Свою роль играет и распространенная среди россиян уверенность в том, что гражданские инициативы не способны повлиять на существующее положение вещей, имеют малый диапазон действия и могут в лучшем случае, изменить на низовом уровне. В обществе давно сформирован выраженный стереотип, согласно которому все изменения должны спускаться сверху.

По мнению ряда политологов, именно из-за слабости гражданского общества и исключительной роли, которую играет государство в России, модернизация общества подменяется модернизацией государства. На данном этапе развития общества, самое главное, добиться того, чтобы отношения между человеком и государством стали цивилизованными, и общество могло контролировать власть, влиять на ее политику, государство было не средством удовлетворения чьих-то корыстных интересов, а стало проводником и защитником обеспечения общего блага.

В Конституции РФ сформулированы важнейшие принципы организации и функционирования гражданского общества, такие как: демократический конституционный строй, признание и защита прав и свобод человека и гражданина, принцип разделения властей, верховенства права, свобода экономической деятельности, многообразие форм собственности, идеологический и политический плюрализм, независимость СМИ, свободное местное самоуправление и пр. Это те принципы, которые необходимо не только декларировать, но много важнее их практическое воплощение в жизнь. На сегодня о практической реализации обозначенных конституционных принципов гражданского общества в нашей стране и республике можно говорить лишь условно, так как во многом эти принципы остаются на бумаге.

Формирование гражданского общества в современной России и в Дагестане имеет свои особенности, сложности и внутренние противоречия. В стране в целом и в отдельных ее регионах, в последние десятилетия традиционные связи общественной жизни подверглись ограничениям, трансформировались традиционные принципы и формы социального взаимодействия в новые, менее привычные для участников общественного диалога.

По утверждению независимых экспертов, гражданское общество несостоятельно без достаточно высокого уровня жизни подавляющего большинства его членов. И задача ученых и политиков на этом этапе развития нашего общества состоит в том, чтобы формировать соответствующую систему ценностей, оптимальную ее иерархию.

Поэтому многие исследователи, в том числе и известный дагестанский ученый, доктор философских наук, профессор Мустафа Билалов отмечает три варианта взаимодействия органов власти и гражданских структур (сотрудничество, отсутствие сотрудничества (игнорирование и конфронтацию), выделяя при этом конкретные исторические модели: 1.Модель поддержки развития некоммерческих организации (НКО), или «модель садовника»

2.Партнерская модель.

3. Модель архитектора.

4. Патерналистская модель.

5. Модель приводных ремней.

6. Модель игнорирования.

7. Модель борьбы с противником.

8. Модель гражданского неповиновения.

Рабочая группа по разработке концепции республиканской целевой программы «Формирование и развитие гражданского общества в Республике Дагестан на 2013-2017 годы наиболее приемлемой для наших российских условий считает, модель садовника. Многие ученые-эксперты, придерживаются именно этой научно-обоснованной позиции и уверены в том, что принятие республиканской целевой программы на ближайшие годы продиктовано, прежде всего, необходимостью реализации государственной политики развития в регионе гражданского общества со специфическими базовыми ценностями, учитывающими национальные и религиозные традиции дагестанских народов. Центральное место в новой политической системе должны занять институты негосударственных, некоммерческих организаций. С 2012 года планируется увеличение программ по их поддержке. Власть признает, что по-настоящему действенными они могут стать только при наличии условий для свободного волеизъявления в жесткой конкуренции с властными структурами. И люди должны чувствовать их реальную силу, а не стремление отрабатывать сомнительные, зарубежные гранты, как это происходит в ряде регионов. И Дагестан в этом плане — не исключение. У нас в республике официально зарегистрировано 3506 общественных организаций. А фактически работающих — всего несколько десятков.

Многочисленные факты, встречи с рядовыми дагестанцами свидетельствуют о том, что многие наши соотечественники все еще слабо представляют себе цели и задачи общественных объединений, не знают об их инициативах и практических результатах работы, о той поддержке, которую оказывают общественным организациям органы государственной власти. По мнению руководства Дагестана, низкий уровень доверия к НКО говорит о недостаточной активности самих этих организаций, их социальной невостребованности, даже определенной оторванности многих общественников от реальных запросов граждан. Многие проблемы в деятельности НКО может снять тесное сотрудничество со средствами массовой информации. Широкое освещение их работы на различных медиаплощадках привлечет не только крупных меценатов, но и рядовых дагестанцев с активной жизненной позицией к реализации социально-значимых проектов. Совсем недавно выступая на первой республиканской конференции некоммерческих объединений, глава Дагестана особо подчеркнул: «Я рад, что одной из эффективных площадок является Общественная палата Республики Дагестан. Она становится активным институтом поддержки гражданских инициатив, дает возможность шире привлекать общественные объединения к реализации государственной политики, берет на себя функцию консультирования НКО. Мы очень внимательно подходим к вопросам развития гражданского общества, участию общественных организаций в решении актуальных для Дагестана задач. Таким организациям мы оказываем поддержку».

По утверждению ряда независимых экспертов, с каждым годом увеличивается роль НКО в развитии институтов демократии, реализации прав и свобод граждан, решении социально-экономических вопросов. Выборы в ГосДуму России (в декабре 2011 года), выборы Президента Российской Федерации (в марте 2012 года) показали возрастающую активность общественных сил в политическом процессе. Предложения граждан, высказанные в ходе этих избирательных кампаний, вошли в программные тезисы В.В.Путина и ускорили принятие законодательных инициатив по реформированию политической системы страны. Это подтверждает, что институт НКО имеет значительные возможности влияния на принятие судьбоносных, управленческих решений.

Как отмечают политологи, в последние годы властью в целях развития гражданского общества предприняты серьезные шаги, способствующие повышению эффективности гражданского общества. Так, создан и активно функционирует Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, принят Закон и сформирована Общественная палата России.

На сегодня, в 42 субъектах Федерации функционируют Общественные палаты. Из бюджета Российской Федерации ежегодно выделяются немалые средства на финансирование институтов гражданского общества. Планируется введение института социально-ориентированных некоммерческих организаций, что позволит тем, кто получит соответствующий статус, рассчитывать на прямую поддержку государства: финансовую, информационную и консультативную. Однако эти шаги все еще не привели к заметному ускорению процессов формирования гражданского общества.

По словам Президента РД, общественные организации призваны участвовать в принятии решений, касающихся жизни людей. В направлении активизации взаимодействия государства с гражданскими институтами «делается немало, действуют законы: о взаимодействии с некоммерческими организациями, о поддержке молодежных объединений, закон о НКО. Законопроект этот уже внесен на рассмотрение в парламент. Создан Координационный совет некоммерческих организаций объединений Дагестана. По мнению, председателя Общественной палаты РД Гамзата Гамзатова, дагестанцы особенно чувствительны к вопросам несправедливости.

«Важное звено повышения социальной активности граждан-органы местного самоуправления. В Кумторкалинском, Буйнакском районах, в Махачкале регулярно проходят публичные слушания общественно-значимых законопроектов, общественные союзы выступают с правотворческими инициативами. И как результат-участие граждан с активной жизненной позицией в принятии решений местными органами власти уже сказывается на улучшении качества муниципальных услуг».

По утверждению эксперта Руслана Курбанова, в Дагестане наряду с сохраняющейся клановостью во власти, отсутствием должной политической конкуренции и обновления политической элиты республики от населения, далеко не всегда можно довести до власти реальные проблемы жителей, сегодня наблюдается активная мобилизация гражданского общества. Причем, одновременно в двух направлениях — «снизу», как протестская и оппозиционная, и «сверху», как инициированная властями в ответ на рост протестских настроений.

По мнению политологов, нынешний этап отмечен активностью формирования основ гражданского общества. Заметен приток граждан в политические партии.

Модернизацию российского общества невозможно себе представить без дальнейшего развития демократических институтов и структур гражданского общества, появления многочисленного среднего класса, повышения образовательного уровня граждан, рационализации их массового сознания, формирования настоящей конкурентной партийной системы, свободных выборов, перемен во всех сферах общественной жизни под влиянием электронной и информационной революции.

По мнению независимых экспертов, гражданское общество в готовом виде невозможно назначить приказом. По многим причинам путь России к демократии долог и тернист. На нынешнем этапе для российского общества характерно противоречие между потребностью в «инновационной модернизации» и преобладающими трендами социально-политического развития.

Процессы демократизации и становления гражданского общества идут в стране одновременно. На успех этих взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов мы можем рассчитывать только при обязательной совместной работе государственных и негосударственных структур. А для этого нужен неформальный и непрерывный диалог между ними.