Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Взаимодействие преподавателей вузов и учителей средней школы по педагогическому сопровождению проектно-исследовательской деятельности учащихся

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Колчин Андрей Александрович
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2015»  (август 2015)
Количество просмотров статьи: 3523
Показать PDF версию Взаимодействие преподавателей вузов и учителей средней школы по педагогическому сопровождению проектно-исследовательской деятельности учащихся

Колчин Андрей Александрович,
кандидат педагогических наук,
проректор по научной работе ЧУ ОДПО "Московская Высшая

Школа Экономики - финансовый институт",
руководитель проектно-исследовательской деятельности

ГБОУ города Москвы "Школа № 492"

Национальная доктрина образования РФ в качестве одного из приоритетов образования выдвигает обеспечение разностороннего и своевременного развития учащихся, их творческих способностей. Поэтому сегодня каждая школа должна не просто формировать у подрастающего поколения академические знания, но, в первую очередь, научить способности трудиться, умению жить и адаптироваться в современном социуме. А такие способности могут быть развиты только в процессе осуществления практических исследований самими учащимися. Это является основной задачей исследовательской и проектной деятельности учащихся, направленной на практическое применение предметных знаний. В исследовательских и проектных работах востребованы самые разнообразные способности учащихся, в них сочетаются различные виды познавательной деятельности. Исследовательская и проектная деятельность учащихся побуждает их к творчеству как индивидуальному, так и коллективному; способствует, в определенной степени, их профессиональной ориентации. Естественно, что учебное исследование отличается от научного: в подавляющем большинстве случаев оно не открывает объективно новых для человечества знаний. Однако если говорить об ученических исследованиях и проектах экспериментального характера, то результаты вполне могут нести в себе и определенную объективную новизну. [2]

Для организации такой формы учебной деятельности в школах всё чаще стали прибегать к взаимодействию с вузами. И в настоящее время сотрудничество средних образовательных учреждений с вузами приняло широкий размах, включая в себя самые разнообразные формы и направления деятельности. Среди них:

  • учебно-методическое взаимодействие, направленное на адаптацию содержания профильного обучения в соответствии с выбранным образовательным направлением;
  • руководство учебно-методической деятельностью по профильным дисциплинам;
  • личные профессиональные контакты учителей средних школ с преподавателями вузов по обмену опытом, а также творческое взаимодействие школьников и студентов;
  • научно-методическое взаимодействие, связанное с организацией и проведением предметных олимпиад и конкурсов, выставок, семинаров для учителей средних школ и преподавателей вузов, научно-практических конференций учащихся и студентов;
  • организация проектной и исследовательской работы школьников, в том числе, научное консультирование школьников и учителей, занятых в проектно-исследовательской деятельности, рецензирование работ (проектов) учащихся для их последующей публичной защиты;
  • профориентационная работа, направленная на пропаганду профессий, по которым происходит взаимодействие между школой и конкретным вузом (дни открытых дверей в вузах, выступление представителей профильных вузов в средних школах с лекциями о различных специальностях и направлениях подготовки, обеспечение работы подготовительных курсов и т.п.);
  • организация и осуществление информационно-издательской деятельности с вовлечением в неё школьников, студентов, учителей средних школ и преподавателей вузов.

Из приведенного перечня форм и направлений взаимодействия школ и вузов особенно, на наш взгляд, выделяется организация проектно-исследовательской деятельности. Так, на протяжении восьми лет в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении города Москвы «Школа № 492» (далее – Школа № 492) осуществлялась работа, связанная с созданием и функционированием научного общества учащихся, проведением исследовательской и проектной работы, с отчетными результатами которой учащиеся 1 – 11 классов выступали на конференциях и конкурсах школьного, районного, городского и Всероссийского уровней, была налажена работа по изданию школьной детско-юношеской газеты «Буриме». В 2014-2015 учебном году Школа № 492 заключила договор о сотрудничестве с Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Государственный университет управления» (далее – ГУУ), что придало новый импульс проектно-исследовательской деятельности.

Положения договора были разработаны на основе действующего в РФ стандарта основного общего образования, исходя из совокупности трех систем требований:

  • к результату образования;
  • к структуре основных образовательных программ;
  • к условиям реализации стандарта.

Заключение договора между Школой № 492 и ГУУ преследовало в краткосрочной перспективе достижение определенных образовательных результатов:

  1. личностных, ориентированных на ценностно-смысловые установки личностной позиции и социальную компетентность;
  2. метапредметных, связанных с универсальными учебными действиями (познавательными, регулятивными и коммуникативными);
  3. предметных, предполагающих опыт получения, преобразования и применения предметных знаний.

Достижение обозначенных образовательных результатов должно учитывать имеющиеся между проектной и исследовательской деятельностью различия, сущность которых можно свести к следующему:

  • в ходе исследования организуется научный поиск в какой-то определенной области, при этом на начальном этапе возможно лишь обозначить его направление (выдвижение гипотезы), а далее будет происходить проверка выдвинутых предположений;
  • в проектной деятельности особое значение имеет «замысел»: реализацию проектных работ предваряет точное умозрительное представление результата (продукта). (См. Таблицу 1)

Таблица 1.

Основные этапы проведения исследовательской и проектной работ

Проектная работа Исследовательская работа
Выбор сферы деятельности, доказательство актуальности планируемых работ
Формулировка замысла проекта: описание продукта проектной работы и его соответствие условиям будущего применения Осознание проблемы, существующей в данной научной сфере и формулировка гипотезы, направленной на её разрешение
Формулировка целей
Направлены на выполнение замысла проекта Направлены на решение научной проблемы
Постановка задач
Нацелены на получение конкретного результата (продукта) Нацелены на разностороннее исследование объекта изучения
Выбор методов
Выбор специфических методов проектной деятельности Выбор общенаучных методов исследовательской деятельности
Проведение проектных или исследовательских работ
Реализация проектных работ в соответствии с замыслом, целями и задачами, с использованием специфических методов деятельности. Получение конкретного продукта проектной деятельности Проведение исследования, направленного на решение существующей научной проблемы. Экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, достижение поставленных целей исследования. Решение задач, конкретизирующих цели исследования
Оценка свойств разработанного проекта. Разработка рекомендаций к использованию полученного результата (продукта) Анализ, обработка результатов научного исследования. Оформление результатов исследования
Проверка возможности использования изделия в конкретных условиях Обсуждение полученных результатов исследования с компетентными лицами
Практическое использование полученного результата (продукта) Прогноз (моделирование) дальнейшего развития исследований в данной сфере

Важным компонентом взаимодействия в рамках названного договора является научно-методическая работа преподавателей ГУУ в Школе № 492, нацеленная на непрерывную профессиональную подготовку учителей в области инновационных педагогических технологий, которые будут использованы при организации проектно-исследовательской работы со школьниками. При этом действующие Федеральные государственные образовательные стандарты определяют, что центральное место в принципиально обновленных квалификационных требованиях и квалификационных характеристиках учителей должны занимать профессиональные педагогические компетенции. По интересующей нас проблематике, в должностные обязанности учителя входит «планирование и осуществление учебного процесса в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разработка рабочей программы по предмету, организация самостоятельной деятельности учащихся, в том числе исследовательской и проектной». [3]

Так как на практике педагогу для успешного сопровождения проектной и исследовательской деятельности школьников необходимо знать основы методики, принципы и сущность проектного и исследовательского обучения, быть носителем культуры научного исследования, то ГУУ организует в Школе № 492 работу по курсовой подготовке учителей по инновационным педагогическим технологиям. Здесь могут быть названы такие практикоориентированные курсы, как:

  1. Специфика работы с одаренными детьми и инновационно-коммуникативные связи;
  2. Исследовательская и проектная деятельность педагога как ресурс развития образования;
  3. Проектно-исследовательская деятельность педагогов и школьников – условие развития сотворческой образовательной среды;
  4. Практические обучающие мастер-классы (организация учебно-исследовательской деятельности учащихся; исследовательские умения и навыки; методика организации исследовательской и проектной деятельности в школе).

Условно организацию проектно-исследовательской деятельности в Школе № 492 можно разделить на работу в классах среднего (5 – 8) и старшего (9 – 11) звена. (В рамках данной статьи мы не затрагиваем специфическую работу по организации проектной деятельности в классах начальной школы, речь о 1 – 4 классах).

Включение учащихся среднего звена в исследовательскую и проектную деятельность – эффективный путь повышения мотивации учебной деятельности. Начиная с 5 класса, учащиеся самостоятельно отыскивают те или иные сведения из различных дополнительных источников информации. Формами исследовательской деятельности учащихся среднего звена на уроке становятся лабораторные опыты и работы, которые учащиеся выполняют на уроках самостоятельно или в группах. Особенно эффективна работа в группах, так как совместное творчество способствует формированию у обучающихся коммуникативных, информационных и общекультурных компетенций. Результатом исследовательской деятельности учащихся, как на уроке, так и во внеурочной деятельности, могут стать различные виды работ: творческий проект, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа и др. В организации проектно-исследовательской деятельности учащихся среднего звена очень важен первый этап – выбор темы будущей работы. Здесь необходимо педагогическое сопровождение, которое берут на себя, прежде всего, школьные учителя.

Для вовлечения учащихся 9-11-х классов в практико-ориентированную деятельность целесообразен элективный курс «Основы исследовательской и проектной деятельности в школе». Его организация должна происходить при обязательном участии преподавателей ГУУ. Безусловно, что выбор объектов и заданий для практических исследований и проектной деятельности осуществляется с учетом интересов и склонностей учащихся. Итогом курсовой подготовки является разработка учащимися проектов и исследовательских работ. Уже в начале творческого пути по созданию проектно-исследовательских работ учащихся следует знакомить с «Критериями оценивания исследовательских работ (проектов)». Критерии оценивания могут сопровождать каждый этап работы над проектом или быть представленными на заключительном этапе работы (исследования, проектирования).

Организация проектно-исследовательской деятельности в 9-11-х классах сопряжена с такой объективной сложностью, как осуществление ОГЭ и ЕГЭ в штатном режиме, что приводит к заметному спаду интереса к исследовательской деятельности для учеников названных параллелей. Такое мнение основано на анкетировании старшеклассников: и оно демонстрирует, что в старшей школе преобладает прагматический подход к системе образования. При этом многие учащиеся и их родители в этот период ориентируются только на те виды учебной деятельности, которые, по их мнению, будут востребованы при итоговой аттестации. [1] Поэтому организация проектно-исследовательской работы в классах среднего звена нуждается в комплексной поддержке со стороны школьных педагогов и вузовских преподавателей. В высшей школе есть четкое понимание, что вузы не получают полного представления об абитуриентах, поэтому они активно организуют собственные конкурсы, связанные с защитой разнообразных проектов и исследовательских работ, а также различные предметные олимпиады. ГУУ в данном случае исключением не является, и Школа № 492 в работе такого формата принимает самое деятельное участие.

При реализации договора о сотрудничестве между ГУУ и Школой № 492 необходимо учитывать актуальность вопроса о снижении учебной нагрузки детей. Поэтому термин «проектно-исследовательская деятельность учащихся» начинает приобретать несколько иное значение. С одной стороны, в нем уменьшается доля научной новизны исследований, но, с другой стороны, зримо возрастает содержание, связанное с пониманием проектно-исследовательской деятельности как методического рычага для повышения качества образования. Руководитель школьной исследовательской работы (проекта) должен осознавать такое смещение акцентов проводимой на базе Школы № 492 деятельности.

В заключение отметим, что вопросы взаимодействия школ и вузов волнуют в наше время в равной степени как школьных учителей, так и преподавателей вузов. Ведь очевидно, что вуз принимает выпускников школ, а школы готовят абитуриентов для вузов, т.е. средняя школа и высшая школа делают одно общее дело. И не случайно, что наиболее успешными и конкурентоспособными становятся школы, у которых сложились прочные и взаимовыгодные связи с вузами.






Литература

  1. Глубокова Е.Н., Кондракова И.Э. Сетевое взаимодействие в сфере образования как развивающийся процесс в теории и практике. Электронный ресурс: Интернет-форум «Педагогика в современном мире». Режим доступа: http://kafedra-forum.narod.ru.
  2. Рекомендации по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся основной и старшей школы./ Авт.-сост.: И.Д. Чечель, С.С. Кравцов, Н.Ф. Родичев и др. – М.: ВШЭ, 2005.
  3. Российское образование. Электронный ресурс: федеральный портал. Режим доступа: www.edu.ru/abitur/act.