Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Воспитание толерантности и терпимости как условие успешной социализации детей и подростков, находящихся в социально-реабилитационном центре

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Баскакова Анастасия Юрьевна
Рубрика: Психологические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №9 2020»  (сентябрь, 2020)
Количество просмотров статьи: 1159
Показать PDF версию Воспитание толерантности и терпимости как условие успешной социализации детей и подростков, находящихся в социально-реабилитационном центре

А. Ю. Баскакова,
психолог первой квалификационной категории
Государственное казенное учреждение
«Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних
«Маленький принц»

Терпимость к другому человеку, его мыслям и убеждениям или культуре, различающимся по своим ценностям и стилю жизни, является одной из предпосылок гармонии в современном мире. Это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность является необходимым условием в становлении полноценного коллектива, а в дальнейшем и всего общества. В связи с этим одна из главных задач воспитания толерантной личности, чтобы дети вышли из стен детских учреждений не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, а самостоятельными, обладающими толерантностью как основой жизненной позиции. Но, к сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и Социально-реабилитационный центр. Следует отметить, что предметом нетерпимости может выступать как национальная, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности внешнего вида, интересы, увлечения. Одной из наиболее частых обращений воспитателей к психологу Центра является проблема межличностных отношений в группе, в основе которых часто лежат явления нетерпимости. Как показывает наш опыт, особые трудности в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Это относится не только к детям-сиротам, но и к детям из неблагополучных семей. Большой процент таких детей оказываются в Социально-реабилитационном центре «Маленький принц». Таким образом, формирование толерантного отношения в детской среде Социально-реабилитационного центра является необходимым условием успешной социализации воспитанников. В связи с этим в СРЦ «Маленький принц» ежегодно проходят мероприятия в рамках Недели толерантности: «Психологический забор «Есть место для каждого», «Открытка от одиночества», акция «А ты мне нравишься!».

Целью мероприятий является распространение позитивного опыта толерантного взаимодействия.

Психологический забор «Есть место для каждого»

Задачи мероприятия:

  • создание благоприятного психологического климата как в детском, так и во взрослом коллективе;

  • развитие познавательных интересов;

  • активизация творческих способностей;

  • личностный рост и развитие в широком плане;

  • осознание многообразия проявлений личности.

Условия реализации мероприятия: к участию привлекаются все сотрудники и воспитанники Центра. Участникам заранее раздаются бланки, на которых можно написать свои мечты, планы на будущее, комплимент или признание, либо оформить небольшой рисунок. Затем психолог оформляет стенд с «забором» и помещает на него все «мысли» участников. Данное мероприятие также способствует успешной адаптации ребят к условиям Центра, осознанию себя частью одной большой и дружной команды.

«Открытка от одиночества»

Задачи мероприятия:

  • формирование положительного Я-образа;

  • формирование эмпатии, доброжелательного отношения к окружающим;

  • профилактика стрессовых состояний;

  • развитие социальной восприимчивости.

Условия реализации мероприятия: к участию привлекаются все сотрудники и воспитанники Центра. Психолог заранее делает заготовки открыток круглой формы из картона. С одной стороны участник рисует веселый смайлик, с другой — пишет пожелание или комплимент. На открытке обязательно указать адресата и отправителя. Все открытки остаются у организатора. В назначенный день ведущие в нарядных костюмах (могут быть дети по желанию) разносят открытки. Главное (и это обсуждаем с ребятами) — не то, сколько ты получил открыток, а скольких людей ты сделал счастливее, позволил почувствовать себя нужным и уникальным.

Акция «А ты мне нравишься»

Задачи мероприятия:

  • создание атмосферы доверия и доброжелательности;

  • формирование устойчивой адекватной самооценки;

  • снижение психоэмоционального напряжения;

  • формирование коммуникативных навыков;

  • снижение социально-психологической напряженности в детском коллективе.

Условия реализации мероприятия: к участию привлекаются воспитанники, а также сотрудники по желанию. Мероприятие проходит в музыкальном зале и сопровождается слайдами заранее подготовленной презентации. Мероприятие включает в себя: «Селфи-признание» (ведущий кидает мяч; участник, поймавший его, сообщает что он умеет делать лучше всего; говорит комплимент себе); «Конкурс капитанов» (ведущий заранее готовит карточки с надписями: комплимент про улыбку, про прическу, про платье и т.д. Участники — воспитатели и сотрудники — по очереди вытягивают карточки и говорят комплимент кому-то из детей); «Виртуальный подарок» (участники в парах дарят друг другу виртуальные подарки). Мероприятие заканчивается «подарком» от ведущего: на экране появляются фотографии участников акции (ведущий заранее готовит слайды с фотографиями детей; каждому ребенку адресует комплимент либо пожелание). Следует отметить, что все добрые слова и поступки ребят и взрослых не уходят вместе с мероприятиями. Ежедневно воспитатели и специалисты Социально-реабилитационного центра «Маленький принц» доносят идеи и социальные образцы толерантного отношения не только через занятия, но и в неформальном общении с воспитанниками. Это наша общая цель — формирование личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, и умеющей строить отношения на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Список литературы

  1. Воробьева, О.Я. Педагогически технологии воспитания толерантности у учащихся. — М.:2007. — 160с.
  2. Риэрдон, Б. Толерантность — дорога к миру. — М.:2001. — 303с.
  3. Семина, Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. — Семья и школа, 2001 №№ 11-12.