Евразийский
научный
журнал

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Влияние гендерного фактора на мышление детей с позиции готовности к школе

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Рыпакова Наталья Вячеславовна
Рубрика: Психологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №10 2015»  (октябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 2275
Показать PDF версию Влияние гендерного фактора на мышление детей с позиции готовности к школе

Рыпакова Наталья Вячеславовна
педагог-психолог
МБОУ «СОШ № 16»
г.Северодвинск

В статье раскрыты психологические различия (восприятие, вербальные умения, пространственные функции, работоспособность) и особенности мышления у детей дошкольного возраста с учетом  гендерных отличий. Статья написана на основе анализа психологической литературы научно-практического содержания. Эти знания могут учитываться педагогами при оптимизации сроков готовности к школьному обучению и быть использованы для разработки воспитательных и образовательных программ для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.

Ключевые слова: «половой диморфизм», «психологическая готовность к школе», «мышление», «латерализация полушарий».

С раннего возраста детей готовят к разным психологическим ролям, ориентируют на разные ценности и жизненные задачи. Мальчиков и девочек воспитывают по-разному и поэтому формируют у них разные потребности, интересы и, как следствие, разные особенности мышления. Эти особенности мышления сохраняются на протяжении всей жизни [1, 2, 6, 7].

Современное образование, предполагает бесполый подход к обучению. При одной и той же школьной методике, при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к одним и тем же знаниям и умениям, но разными путями, используя разные стратегии мышления. Различия, прежде всего, заключаются в темпах созревания центральной нервной системы, в организации мозга и латерализации полушарий.

В начальной школе мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на год. Общепринято считать возрастом школьной готовности 6-7-летний, независимо от половой принадлежности. В то же время, процесс школьного обучения никак не учитывает уже достаточно выраженный половой диформизм и психофизиологическую индивидуальность.

Еремеева В.Д., Хризман Т.П. и Сиротюк А.Л свидетельствуют, что мальчики (и мужчины) больше ориентированы на информацию, а девочки (и женщины) - на отношения между людьми [1, 2, 6, 7].

В силу биологических и психофизиологических свойств восприятие девочек более детализировано, отсюда большая чувствительность к внешней упорядоченности, а мышление более конкретно и прагматично, что ориентирует не столько на выявление закономерностей, сколько на получение необходимого результата.

Девочки превосходят мальчиков по вербальным умениям. Даже изначально неречевые задачи девочки могут решить речевым способом [6,7].

Мальчики превосходят девочек в видеопространственных умениях, а это требует высокой познавательной активности. У мальчиков специализация правого полушария мозга в отношении пространственных функций имеется уже в 6 лет, тогда как у девочек ее нет даже к 13.

Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу [9].

Мальчики склонны анализировать, разбираться в явлениях окружающей действительности, в механизмах действия тех или иных устройств, а то и приносить в них свои изменения. Внимание девочек привлекает манипулирование с конкретными близкими предметами из окружающей обстановки, чем абстрактное суждение о них [9, 8].

Замечено, что ответы девочек более однообразны, и, видимо их мышление более однотипно [1, 2, 6, 7].

Девочки обычно лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные, когда требования к тщательности, проработке деталей, исполнительской части задания невелики. А это именно то, что требуют в школе [6, 7].

В случае несоответствия педагогических воздействий индивидуальным особенностям психики ребенка девочки принимают не свойственную им стратегию решения задач. Мальчики же стараются уйти из-под контроля, так как адаптироваться к не свойственному им виду деятельности для них исключительно трудно.

В своей работе В.Д.Еремеева и Т.П.Хризман отмечают, что девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Мальчики же долго «раскачиваются».

Показательным является ранее указанный факт, что утомление сказывается неодинаково на работе мозга детей разного пола. У мальчиков при этом больше страдают левополушарные процессы (связанные с речевым мышлением, логическими операциями), а у девочек - правополушарные (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие) [1, 2].

На формирование преобладающего способа мышления ребенка оказывают влияние:

  1. особенности общения;
  2. способы поведения и игры;
  3. детская литература и телевидение [3].

И вновь поднимается вопрос: «Не лучше ли раздельное обучение?». На этот счет существуют самые противоположные мнения, подкрепленные серьезными аргументами.

А.Л.Сиротюк считает, что в раздельном обучении и воспитании есть много притягательного. Однако, продолжает она, мы не должны только давать знания и развивать определенные психические функции, но и гармонизировать личность. Человек не может существовать вне социума. В различных жизненных ситуациях ребенка необходимо учить пользоваться и тем типом мышления, который является наиболее успешным. Грамотный педагог создает на уроке условия для выполнения заданий разными способами, подхватывает идеи, выдвинутые разными детьми. [6].

Нижегородцева Н.В. и Шадриков В.Д. отмечают, что девочки в дошкольный период развиваются быстрее, поэтому среди них «неготовых» к школе меньше, чем среди мальчиков – сверстников [4].

Итак, дифференцированное проявление половых различий приводит к различным типам мышления, восприятия информации. Поэтому и деятельность педагога по развитию мыслительных процессов должна учитывать эти половые различия. Перед современными педагогами стоит задача выбора наиболее эффективных форм индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально комфортные условия для воспитания и обучения ребенка.

Познав и поняв, как развивается и мыслит ребенок, мы можем помочь ему найти свое место в этом сложном мире, развить возможности, которые даны природой, компенсировать то, чем природа, увы, его не одарила.







Список литературы

  1. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихология - Учителям, воспитателям, родителям, школьн. психологам. - СПб. : «Тускарора», 2000.- с. 184.
  2. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Нейропедагогика – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2005. – 160с.
  3. Красоткина И. По-разному или одинаково думают мальчики  и девочки?. «Дошкольное воспитание» № 12/2003. – с.44- 46.
  4. Нижегородцева Н. В.,  Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001. – 256 с.
  5. Раздельное обучение: траектория полета. «Обруч» № 6/ 1998. - с. 18-20.
  6. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения.- М.: ТЦ Сфера, 2003 – 288с.
  7. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей.- М.: ТЦ «Сфера», 2000. - с.128.
  8. Тихомиров О. К. Психология мышления: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 288 с.
  9. Филиппова С. О. Мир движений мальчиков и девочек: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений.- СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2001.- с.96.