Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Визуализация учебной информации средствами ИКТ

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Покудов олег
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2016»  (июнь)
Количество просмотров статьи: 4943
Показать PDF версию Визуализация учебной информации средствами ИКТ

Покудов Олег Александрович
учитель истории МБОУ СШ №43 г.Нижневартовск

В современном обществе количество и качество информации многократно увеличилось в сравнении с прошлым веком. Задача перед педагогами стоит достаточно сложная - обеспечить восприятие огромного количества информации, это во-первых, и во-вторых сделать так, чтобы данная информация бала качественно переработана обучающимися и стала для них основой творческого применения в процессе приобретения новых знаний и использования их в жизни. По мнению психологов, визуально человек получает большое количество информации  и визуальная память является ведущей в познании. Визуальная память определяет и визуальное мышление. Визуальное мышление - это способ образного мышления с помощью знаков, символов. Особенностью   визуального мышления является простое моделирование, легкая  интерпретация, динамичность. Но в тоже время нельзя его противопоставлять логическому и  абстрактному мышлению, так как визуальное мышление не может быть отделено от творчества, и нельзя его сводить только к примитивному запоминанию.

«Под визуализацией понимается всякий способ обеспечения наблюдаемости реальности, а под результатом визуализации или визуальной моделью – любую зрительно воспринимаемую конструкцию, имитирующую сущность объекта познания» - считает А.Г. Рапуто[2]. Визуализация помогает уплотнить учебную информацию, большой объем информации скомпоновать в маленькую блок-схему, увидеть причинно-следственные связи, создать зрительную модель. Одновременно ею можно воспользоваться не только для запоминания, но и для дальнейшего использования и построения на ее основе новых визуальных моделей.

На мой взгляд очень хороши были для визуализации учебного материала опорные схемы В.Ф.Шаталова. которые были разработаны в 70-е годы прошлого столетия. В 80-90- е гг. блок-схемы В.Ф. Шаталова педагоги - практики использовали достаточно широко. Они позволяли добиться достаточно хороших результатов обучения. Школьники усваивали новый материал по опорным сигналам - ключевым словам, знакам. Структурированные опорные схемы с логическими связями  позволяли учащимся увидеть учебный материал в целом [3].В последнее время большинство учителей прибегают к новым  технологиям представления информации школьникам  - используют презентации, анимированные карты, видео и аудио материалы. Кроме того, по мнению некоторых ученых-педагогов, система опорных схем  В.Ф.Шаталова не отвечает современным требованиям - в методике известного советского педагога упор делается на развитие репродуктивных способностей школьника, нет ориентации на индивидуализацию обучения. Но так ли опорные схемы Шаталина  современным требованиям не отвечают?

 Сейчас к опорным схемам мы возвращаемся, только под другим названием.  Соединение опорных схем Шаталова В.Ф. и новых информационных технологий дает еще больший эффект в процессе обучения. В последнее время  в обучении стала применяться инфографика как способ подачи большого объема информации. Это те же опорные конспекты Шаталова В.Ф. только выполнены в новой среде - не от руки как в 80-90-е гг., а с помощью вебинструментов.

Как в современных условиях соединить инфографику и логические опорные схемы в единое целое с максимальным эффектом? В своей практической деятельности, автор ( учитель истории и обществознания) пришел к выводу, что нужно дать возможность учащимся самостоятельно готовить инфографику и самостоятельно  на учебном занятии создавать опорную схему. Во-первых, в своей педагогической практики автор дает возможность учащимся дома ( в качестве домашнего здания) составить инфографику по отдельному блоку учебного материала. Примером может служить  урок по теме «Северная война» (10 класс). Школьники получают задание сделать инфографику :«Русская армия времен Петра Великого», «Полтавская битва», «Военные реформы Петра Великого», «Полководцы Времен Петра», «Морские сражения». На уроке, во время самостоятельной работы в группах, учащиеся сводят в единую схему все темы инфографики, при этом  перед ними ставится задача логического обоснования схемы. По наблюдениям учителя такая работа учащихся заинтересовывает, они стремятся показать результаты своей домашней работы на уроке. Мы тем самым решаем несколько задач - активизируется процесс запоминания учебной информации, обеспечивается процесс понимания, формируется образное мышление, применяются современных методы познания.

Другой способ использования инфографики заключается в контроле домашнего задания. Учащиеся с удовольствием берут задания связанные с использованием компьютерных программ. Дома они составляют инфографику ( автор требует от учащихся выполнять задание в формате JPEG). На уроке школьники с удовольствием представляют свою самостоятельную работу, которую требуется не только показать, но и суметь доказать ее достоинства, а одноклассники по коллективу отмечают недостатки работы. Желательно, чтобы инфографику по одной и той же проблеме делали несколько учащихся и каждый смог показать свою работу. Сразу же мы можем оценить домашнюю работу школьников.

Использование инфографики возможно и при использовании интернет ресурсов, учитель представляет на сайте (у автора  на диске ГУГЛ, к которому ученики получают доступ по ссылке)  шаблон инфографики по отдельной теме. Школьники могут скачать себе данный шаблон и затем дома его дополнить новыми причинно-следственными связями, дополнительной информацией, нужной по мнению школьника. Они меняют инфографику учителя, внося свои коррективы. В таком случае реализуется еще один элемент современной системы обучения и воспитания - это совместное творчество учителя и учащегося.

На взгляд автора, инфографика как визуальный способ обучения и воспитания позволяет решать задачи по формированию творчества, умения использовать свои знания других предметов, видеть свою значимость в школьном коллективе.

Используемая литература

1.Петрова Е. А.  Визуальная психосемиотика общения  - М. : Гном-пресс, 1999. - 176 с.

2.Рапуто А.Г. Визуализация как неотъемлемая составляющая процесса обучения преподавателей // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – №5. – С. 138–141.

3.Шаталов В.Ф.- Эксперимент продолжается.- М.- Педагогика.- 1989 -336 с.