Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Виды рисков зарубежных компаний

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Чжан Цзысюань
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2018»  (июнь, 2018)
Количество просмотров статьи: 3195
Показать PDF версию Виды рисков зарубежных компаний

Ли вэйцзе

Предпринимательская деятельность зарубежных компаний в условиях рыночной системы России всегда имеет некоторую долю неопределённости, риска. Эта неопределённость объясняется в первую очередь тем, что экономическая ситуация подвержена случайным воздействиям как объективного (инфляция, рост цен, падение уровня жизни населения), так и субъективного характера. Возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а, следовательно, возрастает риск, т.е. опасность неудачи, непредвиденных потерь. Кроме того, каждое предприятие в процессе своего развития проходит ряд стадий — рождение, рост, зрелость и старость. Естественно, что на каждой стадии жизненного цикла предприятия существует определённая доля риска в реализации основной деятельности, которая зависит от многих параметров технических, социальных, политических и т.д., и, в частности, существует определённая связь риска с текущей стадией жизненного цикла предприятия.

В настоящее время перед зарубежными организациями для того чтобы удерживать высокую планку конкурентной позиции на рынках России, стоит цель снижать неопределённость и риски при принятии управленческих решений. В то же самое время сейчас повышается роль методики оценки рисков для принятия эффективных решений. Учёные, практики и экономисты детально изучают риски, разрабатывают их классификации, используют различные подходы и инструменты, чтобы чётко определить место каждого риска в общей системе коммерции, а также создают различные разработки по определению методов и способов их снижения.

Проблема классификации рисков за рубежом заключается в том, что проведённые исследования отличаются противоречивостью и разногласиями по многим аспектам и основам риск-менеджмента. Например, иностранными учёными приведено около ста классификаций рисков для бизнеса, однако все они различны между собой.

Это можно объяснить тем, что в настоящее время число рисков, угрожающих бизнесу на зарубежных рынках, очень велико и многообразно — от стихийных бедствий, пожаров, катастроф техногенного характера, изменений в законодательстве до аварий по причине человеческого фактора.

Применение новых технологий, разработок в промышленности, появление новых видов бизнеса, включая информационные технологии, и прочие аспекты стремительного развития современного мира приносят в коммерческую деятельность и новые виды рисков. Данные риски трудно поддаются количественной оценке, что является причиной сложности классификации.

В целом с рисками в период деятельности на иностранном рынке сталкиваются многие зарубежные организации, но всё же существуют и некоторые виды рисков, которым подвержено большинство компаний. Данные виды рисков называют общими.

Классификацию рисков разрабатывают специалисты с целью разграничить на разные группы факторы влияния на развитие бизнеса. Классификации весьма разнообразны, их применение зависит не только от принадлежности компании к какому-либо государству, но и от масштаба бизнеса, от отрасли, в какой ведёт деятельность предприятие, от его внутреннего положения, которое складывается из:

— ресурсного потенциала;

— кадрового потенциала;

— информационного потенциала;

— инновационного потенциала;

— финансового потенциала и т.д.

Основные признаки классификаций рисков — это факторы влияния, время и место, сфера возникновения, возможные последствия и прогнозы в будущем.

Представим классификацию рисков, которым подвергается практически каждое зарубежное предприятие на российском рынке в табл.1.

Таблица 1

Классификация рисков

Признак классификации Классификация
По времени возникновения Прошедшие, настоящие, будущие
По факторам возникновения Сфера политики или сфера экономики
По месту возникновения Внутрихозяйственные или внешние
По характеру последствий Прямые (или чистые) или спекулятивные
По роду деятельности Сфера производства, сфера экономики, сфера страхования, сфера инвестиций, сфера транспорта, сфера маркетинга и т.д.
По роду опасности Техногенные, природные и смешанные
По уровню возникновения Макро-, мезо- и микроуровень
По степени определенности Известные, предсказуемые и непредсказуемые
По этапам возникновения Проектные, плановые, фактические
По степени обоснованности Обоснованные и необоснованные
По размеру возможных потерь Допустимые, критические, катастрофические
По масштабу последствий Глобальные, региональные, местные

Как видно, признаков классификаций рисков достаточно много, зарубежные предприятия чаще всего подвержены рискам по сфере возникновения, по правовым условиям возникновения и по степени определённости.

Существует также классификация рисков по различным признакам, в таблице 2 отобразим её.

Таблица 2

Классификация рисков предприятий

Признак классификации Виды рисков
По сфере возникновения Внешние, внутренние
По масштабу и размеру Глобальные и локальные
По степени правомерности Оправданные и неоправданные
По приемлемости Приемлемые и неприемлемые
По уровню принятия решения Макроэкономические, микроэкономические
По времени принятий рискованных решений Опережающие, своевременные, запаздывающие
По степени риска Максимальные, средние, минимальные
По аспектам Политические, социальные, экономические, экологические, юридические
По возможности страхования Страхуемые, не страхуемые
По времени Кратковременные, постоянные

В настоящее время с расширением количества рисков, изменяются и классификации рисков.

Например, риск зарубежного предприятия может проявляться на российском рынке в бизнес-процессе: если появляется риск в поставке некачественного сырья от поставщиков — контрагентов, то он может в дальнейшем отразиться на следующих производственных цепочках — на стадии производства, сбыта, доставки и т.д.

Кроме того, риск может носить не только производственный характер, но и психологический. Если бренд зарубежного предприятия и его реклама не воспринимается российскими потребителями, то этот фактор может отразиться в бизнес-процессе следующим образом: потеря клиентов — потеря доля рынка — снижение объёмов продаж — снижение размера получаемой выручки.

Наиболее частые риски, которым подвержены зарубежные компании на российских рынках, представлены в табл.3.

Таблица 3

Классификация рисков предприятий по наибольшей частоте

Бизнес-процесс Виды рисков
Производство Некорректное планирование производства, связанное с разницей в методах планирования в России и за рубежом Аварии, инциденты, несчастные случаи ввиду того, что зарубежный менеджмент не может подобрать качественный управляющий персонал на российском рынке
Сбыт Снижение уровня спроса и цен на продукцию ввиду низкой степени заинтересованности со стороны российских покупателей (неприемлемость бренда, качества, вида товара или услуги, существование аналогов и т.д.).
Инвестиционная деятельность Рост стоимости затрат на реализацию проектов ввиду привлечения специалистов консалтинговых фирм Увеличение сроков реализации проектов ввиду возникновения множества других рисков (валютные, кредитные, деловые и т.д.)
Правовое обеспечение деятельности Нарушение требований законодательства ввиду слабой юридической подготовки зарубежными компаниями
Управление качеством продукции Ужесточение требований к продукции ввиду развития взаимной жёсткой политики таможенного досмотра и декларирования
Управление информационными технологиями Неисполнение обязательств поставщика и подрядчика

В настоящее время специфика различных видов деятельности зарубежных компаний значительно увеличивает число присущих им рисков, в результате чего в компаниях уделяется должное внимание управлению рисками.

Например, группой зарубежных учёных предлагается учитывать в классификации рисков человеческий фактор, который проявляется в любой сфере хозяйственной деятельности.

В такой классификации риски зарубежных предприятий на российском рынке в целом разделяются на объективные и субъективные. В состав объективных входят финансовые риски, а в состав субъективных — риски ошибок и психологические риски. В данной классификации риски взаимосвязаны друг с другом, учёные акцентируют внимание на субъективных рисках, поскольку в сфере коммерции практически любая рисковая ситуация прямо или косвенно связана с деятельностью людей. Объективные риски можно просчитать заранее, тогда как субъективные риски как предугадать, так и рассчитать достаточно сложно.

В процессе деятельности зарубежной компании имеет место быть неграмотное поведение и реакции, своеобразные восприятия информации, что приводит в психологическим и ошибочным рискам.

Ошибочные риски — это риски, которые возникают в деятельности зарубежных компаний на российском рынке ввиду искажения информации из-за малой осведомлённости о рынке, о закономерностях развития системы экономики России.

Психологические риски — это совокупность разнообразных психологических аспектов, которые воздействуют на зарубежную организацию и приводят её к убыткам по вине самого субъекта. Данный аспект присущ всем компаниям, кто ведёт свою деятельность на рынке иностранного государства.

Следует отметить, что приведённая классификация рисков является достаточно условной, поскольку сложно определить чёткие границы между различными видами рисков. Все они находятся во взаимосвязи, изменяя и дополняя друг друга, как в сторону усиления воздействия факторов риска, таки в сторону ослабления такого воздействия.

Можно сделать вывод, что в настоящее время решением проблем классификации рисков для ведения бизнеса зарубежными компаниями на российском рынке можно увидеть в достижении следующих задач:

— повышение статуса управления рисками на предприятии;

— создание служб по управлению рисками;

— подробной классификация рисков, сопутствующих деятельности именно зарубежной компании (с учётом всех аспектов);

— построение карты рисков;

— разработка превентивных мероприятий;

— выявление технологических рисков, а также рисков, поддающихся количественной оценке.

Вопрос управления рисками на российских финансовых рынках сейчас остро стоит перед зарубежными компаниями, особенно из стран Европейского Союза, что обусловлено взаимными обоюдными жёсткими мерами контроля по экономическим сделкам. Для компаний из других стран управление рисками также является важным вопросом, т.к. положение России на мировом финансовом рынке нестабильно, но привлекательно для вложения инвестиций и открытий предприятий на территории государства.

Предварительный анализ рисков — это неотъемлемая и обязательная процедура, которую должны провести все зарубежные предприятия перед тем, как начинать бизнес на российских рынках.