Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Установление предельного возраста уголовной ответственности

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Решетнев Кирилл Серегеевич
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2016»  (март)
Количество просмотров статьи: 40933
Показать PDF версию Установление предельного возраста уголовной ответственности
Хабаровский государственный университет экономики и права.
Магистрант 3-го курса Решетнев Кирилл Сергеевич 

Уголовный кодекс Российской Федерации в ст.20 устанавливает лишь верхний предел возраста уголовной ответственности, который в юридической литературе подвергается множественной критике. Однако нередко возникает вопрос и об установлении предельного пожилого возраста уголовной ответственности.

Связано это с рядом обстоятельств. Прежде всего, ученые указывают на то, что субъект, совершая преступление, должен осуществлять осознанные волевые действия (бездействия), что в пожилом возрасте, с учетом физиологических и психологических особенностей, становится практически невозможно.

По факту достижения 75 лет и в более старшем возрасте  происходит деформация нравственных ориентиров, причем, по мнению специалистов, это касается не отельных личностей, а всей возрастной группы в целом, изменяется образ жизни, круг общения, появляется гипертрофированное чувство справедливости.

Такое искажение психики роднит лиц пожилого возраста с несовершеннолетними либо даже в некоторых случаях с невменяемыми, поэтому иногда в литературе высказываются точки зрения о необходимости принудительного медицинского лечения таких субъектов преступления.

Считаем данное положение несколько не корректным, так как если экспертизой будет установлено, что пожилой человек, совершивший преступления, является невменяемым, то он по общим правилам УК РФ он вообще не считается субъектом преступления. Причем это правило с достижением какого-либо предельного возраста не связано, а касается всей категории лиц.

Если же человек будет признан вменяемым, то он все таки должен нести уголовную ответственность за свои действия. И в этой ответственности гораздо гуманнее было бы помещение таких субъектов в специализированную организацию, которая также будет осуществлять медицинский уход за ними. То есть по аналогии с несовершеннолетними, для лиц преклонного возраста, совершивших преступление, должны быть предусмотрены условия, отличающиеся от остальных возрастных групп.

В иных отраслях права законодательные акты часто содержат указание на какой-либо предельный возраст. Например, согласно ст.49 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предельный возраст пребывания на военной службе  высших должностей составляет 65 лет. Основываясь на подобных положениях некоторые правоведы справедливо указывают, что Уголовный кодекс также уже содержит ряд положений, которые позволяют учитывать преклонный возраст при назначении наказания, а, следовательно, нет необходимости каким-либо иным образом регулировать положение данной категории лиц. Так, ст.57 и 59 УК РФ устанавливают положение, согласно которому мужчинам старше шестидесяти лет не назначается пожизненное лишение свободы и смертная казнь.

С другой стороны, в связи с особенностями эмоциональной и волевой сферы, а также с происходящими изменениями в психике пожилого человека, предельный возраст возможно установить в качестве обстоятельства, смягчающего уголовную ответственность.

Обоснования тех, кто предлагает вообще освобождать пожилых людей, достигших определенного возраста, от уголовной ответственности заключается в том, что современные условия отбывания наказания скорее всего будут способствовать тому, что человек  уже не сможет отбыть наказание до конца. Кроме того, цель наказания в связи с психическими процессами, явно не будет уже достигнута.

Проанализировав все вышеперечисленные точки зрения, можно подвести итоги. Считаем, что когда речь идет о вменяемом человеке, пусть даже и преклонных лет, нет необходимости полностью освобождать его от уголовной ответственности только на этом основании. Вместе с тем, в определенной мере стоит согласиться и с тем, что достигнуть цели исправления, помещая таких лиц в современные места лишения свободы, также вряд ли возможно. Уголовная статистика свидетельствует о небольшой количественной группе преступников преклонного возраста. Исходя из этого, вполне допустима ситуация создания специализированных организаций, где будут отбывать наказание лица преклонного возраста, причем условия в них также должны отличаться для лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления.