Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Научный руководитель: Попова Наталья Митрофановна,
д.м.н., профессор,
зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения
ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия»
МЗ РФ, г. Ижевск.
Маркова Ольга Владимировна,
Тарасова Алена Владимировна,
студентки 4 курса лечебного факультета
ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия»
МЗ РФ, г. Ижевск.
E-mail: vesnushka-olya@mail.ru
Резюме. Целью работы явилось изучение успеваемости и образа жизни студентов Ижевской государственной медицинской академии на 2016 год и проведение сравнительного анализа с показателями исследований 2007 и 2015 годов. Для проведения научной работы была разработана специальная анкета, включающая вопросы, оценивающие различные составляющие образа жизни студентов. Проведено анкетирование 215 студентов первого, третьего и шестого курсов лечебного факультета. В результате оценки результатов опроса и сравнения их с данными студентов прошлых лет было установлено увеличение числа студентов, учащихся удовлетворительно, употребляющих алкоголь, а также не занимающихся спортом, однако в 2016 году увеличилось число некурящих студентов и студентов, соблюдающих правильный режим питания.
Ключевые слова: студенты, образ жизни, успеваемость, спорт, вредные привычки.
Образ жизни — это определенный исторически обусловленный тип жизнедеятельности. На образ жизни влияет несколько факторов таких, как экономический — уровень жизни, социальный — уклад жизни, психологический — стиль жизни. Уровень жизни включает материальные и нематериальные факторы, воздействующие на образ жизни. Уклад жизни — порядок, регламент жизни, труда, быта и отдыха. Стиль жизни — индивидуальные особенности поведения, образа мыслей и стиля мышления. Здоровый образ жизни человека — это такие формы и способы повседневной деятельности человека, которые направлены на укрепление и сохранение здоровья, достижение активного долголетия [1].
Студенческий возраст(17-25 лет) — важнейший период в становлении человека как личности и активного члена общества. А ведь как раз общество, в свою очередь, требует от человека больших усилий для выживания в наших нелегких условиях. Студенческая молодежь является основой социального развития, а также воспроизводственным потенциалом нации. В модели здоровья нового поколения на долю образа жизни приходится
Ухудшение социально-экономических условий жизни населения страны, уменьшение доступности медицинской помощи, нарастание экологического неблагополучия и ряд других факторов привели к увеличению заболеваемости, нарушению основ здорового образа и качества жизни в молодёжной среде. Показано, что ведение молодыми людьми неправильного образа жизни способствует возникновению течения ряда заболеваний, которые впоследствии негативным образом могут отразиться на репродуктивном здоровье. Ухудшение здоровья студенческой молодежи происходит еще и за счет комплексного воздействия неблагоприятных факторов обучения, характеризующихся интенсификацией умственной деятельности, обусловленной повышение объёма учебной нагрузки в условиях дефицита учебного времени в процессе обучения. Особый социальный статус, специфические условия трудовой деятельности, быта и образа жизни студентов отличаются от всех других категорий населения и делают эту группу чрезвычайно уязвимой в социальном плане, подверженной воздействую негативных факторов общественной жизни. Доказано, что за период обучения в вузе происходит ухудшение состояния здоровья студентов. Состояние здоровья студенческой молодежи в условиях экономического и демографического кризиса приобретает характер первостепенных задач национальной политики, определяет основные тенденции формирования здоровья всего населения Российской Федерации и его трудовой потенциал в ближайшей перспективе. На сегодня мероприятия по формированию здорового образа жизни студентов базируются на следующих принципах: приближение уровня здоровья к общественно необходимому значению; культивирование с помощью средств массовой информации «моды на здоровье»; повышение санологической культуры с помощью активного гигиенического тренинга; включение профилактических программ в структуру учебного процесса с учетом индивидуальных психологических особенностей. Медико-социальный мониторинг факторов риска, характеризующих условия и образ жизни студенческой молодежи в качественно изменяющейся социальной среде, позволяет не только глубже понять основу происходящих в наше время тенденций, но и является важным резервом повышения эффективной деятельности учреждений здравоохранения [4].
Поэтому важно оценивать текущее состояние образа жизни студентов и просматривать его в динамике для последующего формирования предпосылок для соблюдения здорового образа жизни последующих поколений.
Цель работы — изучить успеваемость и образ жизни студентов Ижевской государственной медицинской академии на 2016 год и сравнить с показателями исследований 2007 и 2015 годов.
Задачи: 1) Оценить образ жизни студентов ИГМА 2016 года с помощью их анкетирования.
2) Провести сравнение показателей образа жизни студентов ИГМА с данными образа жизни студентов прошлых лет(2007 и 2015 годов).
Материалы и методы. В исследовании 2016 года приняли участие 215 студентов (1 курс— 63,3 курс — 94,6 курс — 58) лечебного факультета. С целью изучения успеваемости и образа жизни студентов нами была специально разработана анкета, состоящая из 16 вопросов, включающих оценку режима питания, учебы и отдыха, физической активности, сна, наличие вредных привычек и имеющиеся хронические заболевания. Был проведен сравнительный анализ с данными научных работ студентов [5,6].
Для обработки материала применялись компьютерные программы MicrosoftWord и MicrosoftExcel.
Результаты. По данным исследования из 215 студентов 28,8% опрошенных составили студенты первого курса, 43,3%- третьего курса, 27,9%- шестого курса. При исследовании выявлено, что 9,8% учатся «отлично», 37,7%-«хорошо», 52,6% — «удовлетворительно». Среди принявших участие в исследовании посещают спортивные секции 27% опрошенных. Особое внимание при анкетировании было уделено наличию вредных привычек у студентов. Выявлено, что употребляют алкоголь 61,9%, из них 52,6% употребляют очень редко, 6%-1-2 раза в месяц, 3,3% -чаще 4 раз в месяц. Употребляют табак 13,0%, из них 7,4% — менее 5 сигарет в день, 4,7% — курят регулярно, 0,9%- курят очень много. Соблюдают правильный режим питания 59,5 % респондентов, а 40,5% — не соблюдает. Важным является оцененный показатель сна студентов, по данным которого выявилась следующая закономерность: 44,2% спят 6 часов и менее, 41,9% спят
Таблица 1. Характеристика социально-гигиенических факторов образа жизни студентов ИГМА 2015, 2016 гг. (на 100 опрошенных)
Факторы образа жизни | 2015 г | 2016 г | ||
Да | Нет | Да | Нет | |
Курение | 15,8% | 84,2% | 13,0% | 87,0% |
Употребление алкоголя | 41,5% | 68,5% | 61,9% | 38,1% |
Занятия спортом | 49,5% | 50,5% | 27,0% | 73,0% |
Таблица 2. Характеристика успеваемости студентов ИГМА 2015, 2016 гг. (на 100 опрошенных)
Успеваемость | 2015 г | 2016 г |
Удовлетворительно | 26,8% | 52,6% |
Хорошо | 59,4% | 37,7% |
Отлично | 13,8% | 9,8% |
Таблица 3. Характеристика сна и режима питания студентов ИГМА 2007, 2016 гг. (на 100 опрошенных)
Факторы образа жизни | 2007 г | 2016 г | ||
Сон |
|
6 и менее |
|
6 и менее |
69% | 31% | 55,8% | 44,2% | |
Режим питания | Соблюдают | Не соблюдают | Соблюдают | Не соблюдают |
40,9% | 59,1% | 59,5% | 40,5% |
Таблица 4. Характеристика социально-гигиенических факторов образа жизни студентов ИГМА 2007, 2016 гг. (на 100 опрошенных)
Факторы образа жизни | 2007 г | 2016 г | ||
Да | Нет | Да | Нет | |
Курение | 32,0% | 68,0% | 13,0% | 87,0% |
Употребление алкоголя | 88,5% | 11,5% | 61,9% | 38,1% |
Занятия спортом | 39,4% | 60,6% | 27,0% | 73,0% |
Обсуждение. Проведенное исследование позволило получить следующие сведения об успеваемости студентов ИГМА: у студентов 2015 года преобладали оценки «хорошо» и «отлично», а у студентов 2016 года — «удовлетворительно». Число курящих студентов 2016 году уменьшилось по сравнению с 2007 и 2015 годами. В 2015 году доля студентов, потребляющих алкоголь, была наименьшей за изученный временной период, а число студентов, занимающихся спортом, — наибольшим. Студенты 2016 года стали уделять больше внимания правильному питанию, однако время, выделяемое ими на сон, уменьшилось по сравнению с длительностью сна студентов 2007 года.
Выводы. 1. В результате исследования выявлена тенденция к ухудшению показателей успеваемости студентов различных курсов, что связано со снижением их физической активности, времени, уделяемого на сон, а также увеличилось потребление алкоголя.
2. Занятия физической культурой и спортом студентами благотворно влияют на показатели их успеваемости.
ЛИТЕРАТУРА