Евразийский
научный
журнал

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Управление процессом развития учебной мотивации подростков

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Омельченко Виктория Вячеславовна
Рубрика: Психологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2019»  (апрель, 2019)
Количество просмотров статьи: 1092
Показать PDF версию Управление процессом развития учебной мотивации подростков

Омельченко Виктория Вячеславовна
Магистрант 2 курса
факультета психологии
"ТГПУ им. Л.Н. Толстого"

Анализ современной практики показывает, что порядка 60% учащихся при переходе из младшей школы в среднюю начинают получать более низкие отметки, проявляют меньший интерес к школьной жизни или вовсе отказываются посещать школу.

Главная задача педагогов и психологов — совершенствование учения школьников как ведущего их вида деятельности, выявление условий, повышающих качество образования, среди которых важное значение имеет формирование и развитие мотивации учения. Развитие учебно-мотивационной сферы у школьников способствует повышению качества обучения и воспитания. Основные аспекты развития учебной мотивации рассмотрены в трудах следующих ученых: Л.И. Божович, А.К. Марковой, Н.Ф. Талызиной, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова и др.

Учебная деятельность в подростковом возрасте должна приобрести иное значение, стать осмысленной, личностно принятой. Внутренняя учебная мотивация должна преобладать над внешними стимулами, такими как оценки, давление учителей, родителей [3].

В психолого-педагогических исследованиях описаны особенности развития, формирования и коррекции учебной мотивации в подростковом возрасте, в то время, как процессу управления процессом развития учебной мотивации уделено недостаточное внимание.

Необходимо научить современных подростков объективно осознавать важность учения, которая определяется выработанными в обществе нравственными ценностями, принятыми в социальном окружении и в семье данного ребёнка [1]. Понимать значимость учения лично для себя, которое обязательно преломляется через уровень притязаний ребёнка. Все эти аспекты в ходе обучения находятся в процессе развития, главная задача педагога-психолога направлять и управлять данным процессом, корректируя его в ходе формирования [1].

Качественное управление процессом развития учебной мотивации подростков, своевременное выявление уровня формирования мотивации учения, оказание психологической помощи, формирование у подростков желания и умения учиться позволяет не только минимизировать последствия низкой успеваемости и её последствий, но и является одним из направлений профилактики девиантного поведения. В настоящей работе описана модель управления процессом развития учебной мотивации подростков и представлены результаты констатирующего этапа исследования.

Объект исследования — учебная мотивация подростков, предмет — управление процессом развития учебной мотивации подростков.

Цель исследования: выявить особенности управления процессом развития учебной мотивации подростков; определить уровень развития учебной мотивации у учащихся подросткового возраста.

В качестве гипотезы нами было выдвинуто предположение о том, что развитие учебной мотивации будет успешным, если применять разработанную модель управления процессом развития учебной мотивации подростков, при этом на констатирующем этапе нами будет применена диагностическая программа, ориентированная на внутренний познавательный потенциал учащихся подросткового возраста.

Выборку исследования составили 28 подростков в возрасте 13 лет.

В диагностическую программу вошли следующие методики: методика изучения мотивации учения подростков (М.И. Лукьянова., Н.В. Калинина); методика диагностики структуры учебной мотивации школьника (М.В. Матюхина); методика «Мотивация учебной деятельности: уровни и типы» (разработка И.С. Домбровской); методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (модификация А.Д. Андреева); методика диагностики мотивации успеха и боязни неудач (МУН) опросник А.А. Реана.

Рассмотрим компоненты модели управления процессом развития учебной мотивации подростков.

Развитие учебной мотивации подростков является целью модели и восходит в целевой компонент.

Организационно-содержательный компонент модели отражает смысл, вкладываеиый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу. В нём представлены формы и методы работы. В модели присутствуют беседы, занятия, учебно-познавательные игры, мини-лекции, семинары-практикумы и.т.д.

Контрольный компонент модели включает в себя сочетание контроля со стороны педагога (класссного руководителя) и со стороны психолога, предусматривает выбор и применение форм, средств, методов, приемов контроля достижений и недоработок с целью корректировки развития учебной мотивации подростков.

Результаты исследования.

По результатам методики изучения мотивации учения подростков М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой у 10 % испытуемых преобладают внутренние мотивы над внешними (очень высокий уровень мотивации учения, обусловленный жестким контролем со стороны родителей ), у 10 % учащихся выявлен высокий уровень мотивации учения обусловленный желанием поступить в высшее учебное заведение. У 30 % (средний уровень мотивации учения) испытуемых явно преобладают внешние мотивы над внутренними. Низкий уровень мотивации учения выявлен у 50% учащихся подросткового возраста.

Результаты, полученные с помощью методики диагностики мотивации учебной деятельности: уровни и типы (разработка И.С. Домбровской) свидетельствуют о том, что у 60 % испытуемых уровень познавательной мотивации развит на низком уровне, у остальных 30% учащихся подросткового возраста познавательная мотивация находится на среднем уровне, только у 10% учащихся выявлен высокий уровень познавательной мотивации. Преобладающими являются широкие познавательные мотивы (мотивы потребности в новых впечатлениях).

По результатам, полученным с помощью методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (модификация А.Д. Андреевой) у большинства испытуемых преобладает сниженный уровень познавательной мотивации с отрицательным эмоциональным отношением к процессу учения 60 %. Для них характерно переживание «школьной скуки», отсутствие учебной активности.

По результатам опросника А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) у учащихся 7 класса в равных соотношениях преобладает мотивация успеха (МУ) (50 %) и мотивация избегания неудач (МБН) (50 %), преимущественно мотивация успеха выявлена у мальчиков.

По неутешительной статистике последних лет, мотивация учения у детей сильно падает с каждым годом. А в учебных группах бытует мнение, что образование является не таким уж и важным элементом нашей жизни. Изменение подобной ситуации возможно только в массовом порядке. Индивидуальная работа с учащимися по повышению уровня их мотивации важна, но более эффективна работа с коллективным представлением об учебе и ее актуальности в современной жизни.

Можно сделать вывод о том, что разработанная диагностическая программа даёт исследователю полную картину состояния развития мотивации учения в подростковом возрасте. Развитие данного процесса не останавливается с завершением реализации нашей модели управления, он требует длительной, систематической работы. Представленная нами модель может послужить опорой педагогам и психологам при выстраивании развивающей работы с учащимися подросткового возраста.

Таким образом, работа с подростками по развитию учебной мотивации эффективна настолько, насколько она способствует удовлетворению важнейших потребностей подростка в учении и насколько она включена в широкий контекст общего личностного развития подростка.

Список литературы:

  1. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Л.И. Божович. — М.: Педагогика, 2016. — 384 с.
  2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в среднем и старшем школьном возрастах: пособие для учителя [Текст] / А.К. Маркова. — М.: Просвещение, изд-е 2-е, 2005. −192 с.
  3. Талызина Н.Ф. Пути формирования учебной мотивации [Текст] / Н.Ф. Талызина. — М.: Академия, 2008. — 412 с.