Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Маказиева Зара Даутовна
ассистент кафедры уголовного процесса и криминалистики
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"
E-mail: bela_007@bk.ru
Установление уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, соответствует научно обоснованным критериям криминализации деяний: а) указанные в ст. 194 УК РФ деяния обладают высокой общественной опасностью, которая свойственна только преступлениям, и являются достаточно распространенными; б) эффективное и адекватное противодействие указанным деяниям посредством лишь мер гражданско-правовой и административной ответственности невозможно; в) положения статьи 194 УК РФ оказывают предупредительное воздействие и не противоречат предписаниям Конституции РФ, федерального законодательства, обязательных для России международных соглашений; г) признаки состава преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, процессуально доказуемы.
Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, общественных отношений в сфере нормального функционирования финансовой системы Российской Федерации и, как следствие, признание уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица видом налоговых преступлений.[1]
Охранительные административно-правовые нормы имеют двойное превентивное воздействие — они позволяют предупредить административно-наказуемые таможенные правонарушения и, тем самым, совершение преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ. В этой связи для более эффективного воздействия на участников таможенных отношений необходимо сочетание и комплексное использование уголовно-правовых и административно-правовых средств, подключение к предупредительному воздействию уголовной ответственности двойного превентивного потенциала административно-правовых норм.
К числу норм, имеющих положения, раскрывающие содержание бланкетное содержание признаков уголовно-наказуемого уклонения от уплаты таможенных платежей нельзя относить региональные нормативные акты административного законодательства. В противном случае будет нарушен конституционный и уголовно-правовой принцип равенства граждан в зависимости от места жительства, так как круг уголовно-наказуемых деяний, квалифицируемых по ст. 194 УК РФ, будет изменяться в зависимости от совершения их на территории различных субъектов Российской Федерации.[2]
Рекомендации по квалификации уклонения от уплаты таможенных платежей: а) сформулировано авторское определение оптимизации таможенных платежей, под которой следует понимать возможность достижения того же экономического результата с большей налоговой выгодой, полученной участником внешней экономической деятельности способом совершения не запрещенных законом операций; б) обоснован вывод о специфике субъективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, которая заключается в необходимости установления конкретного психического отношения к требованиям соответствующих норм таможенного законодательства, определяющих правила и порядок расчета таможенных платежей, что каждый раз должно находить свое отражение в актах правоприменения; в) выделены и обоснованы критерии отграничения уклонения от уплаты таможенных платежей от смежных преступлений; г) дано толкование объективных и субъективных признаков уклонения от уплаты таможенных платежей, с учетом положений изменившегося таможенного законодательства.
Возникает необходимость в целях предупреждения уклонений от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, специальным субъектам, наряду с проводимыми, осуществлять следующие мероприятия специально-криминологического предупреждения и индивидуальной профилактики: — разработать специализированные программы борьбы с исследуемым видом уклонения от уплаты налогов и в частности рекомендации по обнаружению исследуемого деликта; — осуществлять тщательный таможенный контроль на всех этапах декларирования и предъявления грузов со строгим соблюдением необходимых таможенных процедур; — сочетать направления профилактической деятельности правоохранительных органов с мерами по социально-экономическому оздоровлению не только криминогенной части населения, — осуществлять государственную поддержку предпринимательству, а так же правовое и экономическое воспитание населения.
Литература: