Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Бурыгина Лариса Андреевна
главный врач ГБУЗ
"Психиатрическая клиническая больница №4
им. П.Б. Ганнушкина ДЗМ".
Чораев Владимир Владимирович
врач-психиатр ОМОиКЭ ГБУЗ
"Психиатрическая клиническая больница №4
им. П.Б. Ганнушкина ДЗМ".
Давидов Давид Рудольфович
Аннотация: В статье проанализированы нормативные документы по вопросам организации и управления качеством медицинской помощи в области психического здоровья, перечислены рекомендации по созданию международных и национальных критериев оценки качества психиатрической помощи и стандартизации измерения качества оказания медицинской помощи в области психического здоровья.
Ключевые слова: качество медицинской помощи, безопасность медицинской деятельности, психиатрия, организация здравоохранения.
Цель: провести обзор литературы по вопросам организации и управления качеством медицинской помощи в психиатрии.
Материалы и методы: за период с 2001 по 2018 годы по базам Medline и Elibrary проведен отбор и анализ 31 литературного источника отечественных и иностранных авторов по проблеме организации и управления качеством медицинской помощи в психиатрии.
Обзор литературы.
Проблема организации и обеспечения качественной медицинской помощи, в том числе психиатрической помощи, является одним из приоритетных направлений развития как мировой, так и отечественной психиатрии [1; 2; 4; 16; 19; 21; 258].
Согласно информации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в настоящее время психические расстройства широко распространены в популяции и вносят весомый вклад в бремя болезней во всем мире [31]. За рубежом деятельность медицинских организаций, ответственных за психиатрическую помощь населению, сосредоточена на разработке теоретических положений с последующим внедрением конкретных практических мер по обеспечению качества психиатрической помощи [189; 20; 21; 214; 25; 27; 31], рекомендаций по созданию международных критериев оценки качества психиатрической помощи и стандартизации измерения качества оказания медицинской помощи в области психического здоровья [22; 203; 236; 269; 30].
Так, американский институт медицины (United States Institute of Medicine, IOM) подчеркнул важность инфраструктуры измерения качества и подотчетности в улучшении качества службы охраны психического здоровья в отчетах: IОМ «Пересечение качественной пропасти» (2001) и «Улучшение качества медицинского обслуживания для лиц с психическими заболеваниями и страдающих употреблением психоактивных веществ», чем определили рамки вокруг шести ключевых характеристик высококачественной психиатрической помощи: безопасности, эффективности, продуктивности, персонализированного подхода, своевременности и справедливости и конкретные характеристики к проблемам улучшения качества и подотчетности в области психического здоровья, включая широкое использование принудительного лечения, сложную систему оказания помощи и недостаточно развитую инфраструктуру измерения качества (2006) [269; 30].
Международной организацией экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Co-operation and Development, OECD) в рамках проекта «Показатели качества медицинской помощи (Health Care Quality Indicators, HCQI)» привлечена группа экспертов для создания консенсуса по двенадцати показателям качества психического здоровья в области лечения, непрерывности оказания помощи, координации оказания помощи и результатов лечения пациентов [22; 203].
Национальный институт здравоохранения и социального обеспечения в Финляндии (National Institute for Health and Welfare in Finland, STAKES) сосредоточился изучении опыта Европейских стран, где выявлены 32 показателя, отражающих демографические и социально-экономические факторы, детерминанты здоровья и организацию систем здравоохранения [236; 27].
ВОЗ учредила «Инструмент оценки систем психического здоровья» (Assessment Instrument for Mental Health Systems, AIMS) для оценки систем психического здоровья в странах с низким и средним уровнем дохода [279; 30].
«Международная инициатива по лидерству в области психического здоровья» (Clinical Leaders Group, International Initiative for Mental Health Leadership, IIMHL), в которую вошли представители 12 стран (Австралия, Канада, Англия, Германия, Ирландия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Шотландия, Тайвань и США), разработала международный трехэтапный проект с использованием показателей эффективности охраны психического здоровья, которые позволяют оценивать и проводить международные сопоставления качества услуг по охране психического здоровья в странах-участницах [247].
В России последние десятилетия качество оказания психиатрической помощи изучалось в исследованиях психиатров и организаторов здравоохранения [1; 3; 7; 11; 13; 147]. Авторами проводился анализ статистических показателей деятельности служб психического здоровья на различных административных уровнях [7; 10; 15; 158], предлагались системы критериев оценки качества психиатрической помощи [5; 9; 102], уделялось внимание и безопасности пациентов [4; 6; 8; 9; 16].
В сфере законодательного регулирования Минздравом России разработан приказ от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи», в котором утверждены новые критерии для применения в амбулаторных условиях, дневных и круглосуточных стационарах, позволяющие оценить качество медицинской помощи по следующим параметрам: своевременность оказания помощи, адекватность выбора профилактических мероприятий, методов диагностики, лечения и реабилитации, результаты лечения [13].
Росздравнадзором для медицинских организаций разработаны Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации [8; 12].
Согласно вышеуказанным документам, контроль качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации должен осуществляться с соблюдением следующих подходов: подход, ориентированный на пациента, и риск-ориентированный подход. Выделены основные направления для обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности: безопасность пациента, качество медицинской помощи, управление качеством медицинской помощи и другие. По направлениям разработаны показатели, являющиеся целевыми ориентирами деятельности медицинских организаций. Для контроля медицинской деятельности предлагается использовать данные документации, экспертные мнения, мнения пациентов и их родственников.
Заключение.
Проанализированные научные источники диктуют необходимость дальнейших исследований в области изучения вопросов организации и обеспечения качественной психиатрической помощи. Сегодня в российской психиатрической практике отсутствуют критерии оценки эффективности качества оказания психиатрической помощи и безопасности пациентов, не решены задачи эффективной организации и управления качеством медицинской помощи в психиатрической практике.
Литература