Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Карлова Екатерина Николаевна
Karlova Ekaterina,
кандидат социологических наук,
доцент, старший научный сотрудник
Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил
«Военно-воздушная академия
имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж
Дмитриев Евгений Александрович
Dmitriev Evgenij,
слушатель
Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил
«Военно-воздушная академия
имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж
Аннотация: В статье представлена разработанная авторами социологическая модель подготовки офицеров в адъюнктуре, включающая субъекты и объекты подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре; этапы этого процесса; внешние факторы, оказывающие влияние на деятельность адъюнктуры; субъективные и объективные показатели эффективности подготовки.
Ключевые слова: адъюнктура, аспирантура, научно-педагогические кадры, социология управления,
В военных научных и образовательных организациях задача воспроизводства кадров решается путем обучения в адъюнктуре. Процесс подготовки военных научно-педагогических кадров имеет социальные особенности, связанные со спецификой военной службы: совмещением служебных и учебных обязанностей, секретным характером исследований, отсутствием необходимости в коммерциализации результатов научной деятельности, замыканием социальной базы набора в адъюнктуру и дальнейшего трудоустройства выпускников на организации Министерства обороны и другими. Кроме того, неоднозначную реакцию в научном сообществе вызвал новый статус адъюнктуры как третьей ступени высшего образования, дискуссии вызывают также критерии и индикаторы результативности адъюнктуры. Круг этих проблем имеет междисциплинарный характер, однако практически не получает социологического осмысления.
Рассмотрим основные компоненты подготовки офицеров в адъюнктуре в рамках модели, разработанной с целью проведения социологического исследования данной проблематики на примере адъюнктуры ВУНЦ ВВС «ВВА». Компоненты исследовательской модели, находясь в определенных связях и отношениях, обеспечивают реализацию системных функций (стратегической цели) адъюнктуры — кадровое обеспечение военной науки и образования конкурентоспособными специалистами.
Социологическая модель включает в себя: субъекты и объекты подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре; этапы этого процесса; внешние факторы, оказывающие влияние на деятельность адъюнктуры; субъективные и объективные показатели эффективности подготовки.
Объектами управления выступают адъюнкты, субъекты управления более разнообразны и образуют определенную иерархию: военный вуз или научно-исследовательская организация, в которой выполняется диссертационное исследование и осуществляется учебный процесс; кафедра (или научно-исследовательская лаборатория, отдел), где происходит работа адъюнкта над диссертацией; научные руководители, оказывающие непосредственную помощь адъюнктам в проведении научных исследований, прохождении практики, подготовке к государственной итоговой аттестации. Несмотря на то, что защита диссертации не является обязательным результатом обучения в адъюнктуре, мы все же включаем диссертационные советы в число субъектов управления подготовкой офицеров в адъюнктуре, поскольку адъюнкт в конечном итоге ориентирован на получение ученой степени.
Модель процесса подготовки научно-педагогических кадров включает, на наш взгляд, три этапа:
1. отбор кандидатов на обучение в адъюнктуре;
2. обучение;
3. выпуск и распределение адъюнктов.
Каждый этап деятельности адъюнктуры имеет свою цель. На стадии отбора кандидатов целью является привлечение в адъюнктуру наиболее способных и мотивированных офицеров, успешно сдавших вступительные экзамены. Согласно правилам приема в адъюнктуру, зачисление осуществляется по результатам вступительных экзаменов, при этом мотивация и научные достижения кандидатов учитываются в последнюю очередь. Изменение правил приёма в аспирантуру, по мнению исследователя аспирантуры Б.И. Бедного, в первую очередь должно способствовать выявлению и отбору абитуриентов, мотивированных на занятия наукой и способных реализовать свои устремления. При этом важны не только их академические успехи, но и ценностные ориентации, культурный уровень, научные достижения, коммуникативные навыки [12].Спецификой мотивации поступления в адъюнктуру может стать комплекс прагматических интересов, связанных с получением очередного воинского звания, переходом в престижную категорию профессорско-преподавательского состава, повышением шансов на трудоустройство в случае увольнения из армии. Адъюнктура, таким образом, является своего рода социальным лифтом для офицеров, стремящихся расширить возможности военной карьеры и повысить свой социальный статус.
Непосредственное обучение в адъюнктуре, являясь центральным этапом, преследует цель создания условий для приобретения адъюнктами необходимого уровня знаний, умений, навыков, опыта деятельности и подготовки к защите научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук [13]. Успешность данного этапа определяется, с одной стороны, эффективностью предыдущего этапа отбора кандидатов, и, с другой стороны, уровнем материально-технических, кадровых и организационных возможностей адъюнктуры.
Выпуск и распределение позволят пополнить научно-педагогический потенциал военно-научного комплекса офицерами, успешно справившимися с программой адъюнктуры.Особенность современной аспирантуры, которую отмечают исследователи, заключается в том, что карьерные траектории выпускников не ограничиваются академической сферой, а включают также аналитическую работу в коммерческих организациях, органах государственного управления, предпринимательскую деятельность и фриланс
Система подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, социологическая модель которой представлена на рисунке 1, испытывает на себе влияние внешних факторов, которые мы сгруппировали в четыре категории: факторы социального, институционального, организационного и индивидуального уровня. Факторы социального уровня связывают адъюнктуру с обществом и включают в себя такие явления и процессы, как уровень развития науки и образования в стране, престиж военной службы в обществе, состояние рынка труда ученых и преподавателей высшей школы.
Институциональные факторы оказывают влияние на адъюнктуру как часть социального института военной науки, к ним относятся: состояние кадрового потенциала военной науки и образования, их финансовое и материально-техническое обеспечение, сочетание научно-преподавательской деятельности и обязанностей военной службы, наличие кадрового заказа со стороны органов военного управления, уровень организации и управления военными НИО и вузами и другие.
К факторам организационного уровня относятся те, которые влияют на деятельность адъюнктуры как части конкретной научно-исследовательской организации или вуза, в которой реализуются программы адъюнктуры и включают в себя: стиль управления, стиль научного руководства, исполнительскую дисциплину, материально-техническое обеспечение, организационную культуру и ценности и т.д. Факторы индивидуального уровня связаны с социально-демографическими, социально-профессиональными, социокультурными, психологическими, экономическими характеристиками адъюнктов.
Рисунок 1 — Социологическая модель системы подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре
На каждом этапе деятельности адъюнктуры могут быть выделены социальные факторы эффективности. Мы предполагаем, что социальные факторы результативности выступают независимыми переменными, влияющими на объективные и субъективные результаты этапов деятельности адъюнктуры. С целью определения субъективных показателей эффективности и выявления их связь с социальными факторами эффективности необходимо проведение специального эмпирического исследования.
Список литературы: