Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Тешабоева З.Т.
старший преподаватель,
Андижанский машиностроительный институт
Рациональная поддержка предпринимательства, привлечение инвестиций, противодействие теневой экономике, борьба с административными барьерами и коррупцией являются основными целями дальнейшего реформирования экономики Республики Узбекистан, поставленными в Послании Президента к Парламенту республики от 28 декабря 2018 года.
Суть широкомасштабных экономических реформ, предусмотренными в 2019 году, объявленному в республике «Годом активных инвестиций и социального развития», заключается в следующем:
— создании необходимых условий для открытой экономики, здоровой конкуренции, коренного улучшения деловой среды и инвестиционного климата;
— сокращении государственного присутствия в экономике, увеличении количества рабочих мест путём ускоренного развития частного сектора;
— достижении высоких темпов экономического роста за счёт диверсификации экономики и повышения производительности труда;
— противодействии «теневому сектору» экономики и кардинальном сокращении его доли;
— последовательном продолжении либерализации валютной политики, осуществлении стабильной монетарной политики;
— подготовке квалифицированных кадров, способных активно участвовать в достижении стратегических целей экономического развития.
Теневая (неформальная) экономика — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Включает в себя неофициальную, куда входят все легально разрешённые виды экономической деятельности, не учитываемые официальной статистикой производства товаров и услуг, сокрытие этой деятельности от налогообложения; фиктивную- приписки, хищения, спекулятивные сделки, взяточничество и мошенничество, связанное с передачей денег, и криминальную —запрещённые законом виды деятельности.
Теневая экономика как негативное явление снижает эффективность осуществляемых реформ и препятствует созданию слаженного, эффективного экономического механизма, снижает поступления в бюджет.
Долгие годы высокие налоги создавали условия для роста доли «теневого сектора» в экономике Узбекистана. По оценкам экспертов, она составляет более 50 % в ВВП [1].
Высокая доля неофициальной экономики обусловлена рядом факторов, в том числе:
— низкий уровень доверия к государственным органам и финансовой системе;
— высокий уровень коррупции;
— низкий уровень правовой грамотности;
— отсутствие конфиденциальности в банковской системе и налоговых органах;
— высокие налоги и обязательные платежи.
Ведение бизнеса должно опираться на понятные, не допускающие двойственных трактовок регламенты. Четкие и понятные регламенты сужают границы противозаконных действий чиновников. В условиях слабого государственного и общественного контроля за чиновниками увеличивается возможность коррупционных сделок.
В целях регулирования отношений в области противодействия коррупции в январе 2017 года был принят закон Республики Узбекистан «О противодействии коррупции». В числе мер по предупреждению коррупции в сфере социально-экономического развития и предпринимательства — устранение административных и бюрократических барьеров, упрощение и повышение оперативности регистрационных, разрешительных и лицензионных процедур, оптимизация контрольно-надзорных функций и внедрение между ними и субъектами предпринимательства дистанционных форм взаимоотношений.
В рамках исполнения Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан, разработан и опубликован на портале обсуждения нормативно-правовых актов проект закона " О государственной службе«.
Законопроектом предлагается обязать всех госслужащих обязать ежегодно предоставлять декларацию об имуществе, сведения о своих доходах и крупных расходах, а также об имуществе, доходах и аналогичных расходов членов своей семьи. Эти меры должны существенно ограничить коррупционные возможности и нелегальный оборот средств.
Среди мер противодействия теневой экономике присутствует правовое принуждение. Но значимость репрессивных мер против теневого бизнеса по эффективности ниже значения экономических мер и решений.
По мнению большинства хозяйствующих субъектов в качестве важнейшей меры выхода из тени требуют снижения налогов до разумного уровня. Упрощение и увеличение прозрачности системы налогообложения, снижение налоговой нагрузки и сокращение обязательных отчислений, осуществлённые в результате разработки и принятия новой Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан, является существенным элементом укрепления экономической системы и вывода её части из тени.
На основе данной Концепции в налоговой политике государства осуществляются важные изменения. Вместо действовавшей до сих пор максимальной ставки подоходного налога в 22,5 % введена ставка налога на доходы физических лиц в размере 12 %, отменены
Ставка единого социального платежа для малого бизнеса уменьшена с 15% до 12%. Отменены обязательные отчисления в размере 3,2 % во Внебюджетный пенсионный фонд, целевые дорожный и образовательный фонды. Пересмотрены ставки таможенных платежей и снижен размер пошлин почти на 3500 видов товаров, снижены ставки акцизного налога на товары около 800 наименований.
Кроме этого, упрощены требования для получения 138 видов лицензий и документов разрешительного характера, 42 из них полностью отменены [2].
Наряду со снижением налоговой нагрузки можно представить следующие важные направления минимизации вовлечённости бизнеса в теневую экономику:
1. Повышение защищённости имущественных прав субъектов предпринимательства;
2. Снижение административных барьеров для ведения бизнеса;
3. Устранение коррупции в органах власти и административных органах;
4. Расширение государственно-частного партнёрства в бизнесе;
5. Доступный банковский кредит для субъектов предпринимательства;
6. Прозрачность государственных закупок и отчётность ответственных за них органов;
7. Совершенствование таможенного законодательства, облегчение процедур экспортно-импортных операций;
8. Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных кадров, способных эффективно работать в условиях открытой и прозрачной конкуренции;
9. Формирование культуры ведения социально ответственного бизнеса и потребления;
10. Усиление механизма общественного контроля.
Использованная литература: