Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

СМИ - зеркало социальной и политической жизни общества

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Алипулатов Ильман Субханович
Рубрика: Социологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №7 2016»  (июль)
Количество просмотров статьи: 4693
Показать PDF версию СМИ - зеркало социальной и политической жизни общества

Ильман Субханович Алипулатов,
Политолог, заведующий кафедрой электронных СМИ
Дагестанского государственного Университета,
кандидат филологических наук,
Член Общественной палаты Республики Дагестан.

В статье рассматриваются средства массовой информации как один из главных инструментов социального и политического управления, мощное орудие воздействия на массовое сознание и формирование определенных взглядов и убеждений в обществе.

Ключевые слова: средства массовой информации; власть; общество; культурно-нравственное воспитание; журналистика.

В последние годы современный Дагестан, как и вся страна, переживает период создания нового информационного пространства, новой информационной среды. Необходимым условием анализа развивающейся информационной системы и динамики всего коммуникативного информационного процесса в России становится выявление закономерностей, взаимосвязей, взаимодействия различных потоков, средств, каналов массовой и корпоративной информации.

По утверждению тележурналиста Изабеллы Лысцевой,  в  последние  годы «финансовые потоки и технические  новшества,  цифровые  форматы  брошены на развитие  телевидения  как  лишь  на  средство  массовой  информации.  Центральные каналы научились делать деньги, обсчитывая себестоимость и окупаемость своих информационных  программ, забыв при  этом,  что  телевидение  когда-то  считалось искусством. Трудоемкое  дорогостоящее  художественное  вещание, документальный экран  заменили  потоками  низкопробных  сериалов,  заимствованных  телевизионных игр…  Выросло уже целое поколение телезрителей, не имеющее привычки получать с экрана продукцию художественно-эстетического и культурно-просветительского характера» [1].

Не последнюю роль в упадке духовных ценностей, нравственном разложении отечественного телезрителя играет коммерческое вещание. Объемы  детского, молодежного,  аналитического,  культурно-просветительского  вещания катастрофически падают. Из эфира уходит большинство образовательных проектов и научно-познавательных программ.

Сегодня в Дагестане зарегистрировано и успешно функционируют более 500 печатных изданий и теле- и радиокомпаний.

Реалии сегодняшнего дня требуют переосмысления самой природы информационного рынка, в рамках которого существуют взаимодействуют(на самых разных уровнях),производят, отрабатывают, хранят информацию, обмениваются как традиционные и нетрадиционные СМИ, так и рекламные и PR –коммуникации, интегрированные маркетинговые коммуникации.

Таким образом, рассматривая современный информационный российский рынок имеет смысл, лишь анализируя все современные формы коммуникации, участвующие в информационной деятельности, в первую очередь средства массовой информации, Интернет, рекламные коммуникации, PR-коммуникации, интегрированные маркетинговые коммуникации.

Современный этап развития системы российских СМИ начался, когда в систему рыночных отношений как органичный компонент включилась пресса. Наиболее круглыми сегментами рынка СМИ стали общественно-политические издания, издания универсального содержания, специализированные издания, издания, обращенные к локальным аудиториям, реактивная периодика, рекламная пресса, конфессиональная периодика, печать на языках народов России.

На телевидении модернизационные процессы привели к тому, что вместо четырех каналов-монополистов пришли десятки, а затем и сотни вещателей кардинально сменилась структура вещания, тип и стиль передач. После 1993 года самостоятельной отраслью телевизионного производства стала реклама: инвестиции в рекламу на телевидении сегодня превышает вложения в рекламу с помощью других СМИ.

Перспективным направлением развития российских СМИ видится интерактивная журналистика, принципиально ориентированная на диалогичность отношений с аудиторией. Технологические возможности телевидения, радио и электронных версий газет позволяет перейти к такому уровню интерактивности. Это определенное завершение цивилизованного цикла развития СМИ, который становится элементом прямого информационного взаимодействия как с обобщенной, групповой аудиторией, так и с персонифицированным адресатом.

Как отмечают независимые эксперты, журналистика в целом в нашем регионе переживает не самые лучшие времена. Слишком сильное влияние государства на средства массовой информации, особенно региональные и муниципальные, приводит к тому, что информационное поле формируется в искаженном виде, а это значит, что зачастую на соответствующей реальной действительности. Работники печатных и электронных СМИ очень часто вынуждены писать и говорить то, что им заказывают их хозяева – либо непосредственно властные структуры. А это значит, что на этом этапе развития нашего общества, в этих условиях деятельность СМИ осуществляется в рамках интереса финансирующих их сторон.

Позиция  государства  заключается  в  том,  что  оно  как  рыночный  игрок  должно уходить  с  рынка  СМИ,  оставляя  минимальное  количество  собственных  ресурсов. Кроме  того,  государство  готово  переложить  на  создаваемые  механизмы саморегулирования  и  самореализации  те  отраслевые  функции,  которые  оно  в настоящее  время  имеет.  Сегодня  у  нас  есть  четкое  понимание  необходимости формирования  нового  законодательства,  которое  будет  адаптировано  к  условиям функционирования СМИ.  Актуальным  в  наше  время  остается  вопрос  наличия  неофициальной  цензуры  и вмешательства  в  деятельность  средств  массовой  информации  со  стороны чиновников  самого  высокого  ранга,  руководителей  государственных  и муниципальных органов власти.

«Свобода  слова,  гарантированная  Конституцией,  распространяется  на возможность  публикации  в  СМИ  материалов,  критикующих  руководство,  но одновременно  сохраняется  «руководящий  жезл»,  особенно  в  отношении телевизионных  каналов –  государственных  и  основных  частных,  имеющих наибольшую  аудиторию,  позволяющий  подчас  направлять  их  деятельность  в  виде синхронных  кампаний.  В  целом  ряде  принципиальных  случаев  игнорируется общественное мнение», – считает известный политик Евгений Примаков [2]. Крайне мало общаются руководители высшего звена, чиновники с журналистами. Выход из создавшейся ситуации – обязать всех членов Правительства Республики Дагестан, руководителей федеральных и региональных органов хотя бы один раз в три  месяца  отчитываться  о  своей  работе  перед  дагестанцами  в  прямом  эфире телевидения и в республиканской печати. Чем чаще и откровеннее будет прямой диалог с руководителями, тем больше будет доверия рядовых людей к власти, тем быстрее и эффективнее будут развиваться институты гражданского общества.

По мнению известного журналиста и общественного деятеля Павла Гусева, конечно, и в такой ситуации журналистика может быть и квалифицированной, и профессиональной. Но она, к сожалению, далека от той журналистики, которой мы все гордились в конце 80х и начале 90х годов - журналистики авторской, мыслящей, свободной.

Экс-министр по печати и информации Азнаур Аджиев сообщил, что «весь российский, в том  числе  и  дагестанский  зритель  несколько  деморализован  телевидением 90-х годов. Тогда с утра до вечера со всех телеканалов лилась кровь, показывалось огромное  количество  насилия.  В  эти  годы  и  произошли  кардинальные трансформации  сознания,  когда  негатив  стал  привлекательнее  и  привычнее позитива.  Но  это  только  для  части  аудитории». Большинство  дагестанских телезрителей «просят  больше  внимания  уделять  именно  передачам  культурно-просветительского  плана...  Мы  были,  есть  и  будем  телеканалом  классического построения  и  постоянно  работаем  над  тем,  чтобы  человек  любого  возраста, просматривая программу передач РГВК, всегда мог найти в ней что-то свое» [4].

В перспективе политика государственных электронных СМИ заключается в том, чтобы  региональные  компании  ориентировались  исключительно  на  социальные функции,  то  есть  создавали  новостные  и  общественно-политические  программы  и при этом снижали уровень коммерциализации.

Становление такой свободной журналистики мешает еще ряд существующих законов и положений, регламентирующих экономическое развитие медиаиндустрии. Усугубляет болезненное состояние журналистики и то, что в силу различных интересов собственников, различных СМИ наше профессиональное сообщество сегодня сильно разобщено. Об этом можно судить хотя бы по появившимся в последнее время многочисленным союзам и объединениям работников СМИ.

Факт считается фактом. Доверия к журналистскому слову,в целом к СМИ все меньше и меньше. Меняется и отношение читателей,телезрителей к журналистской профессии. Так резко уменьшились конкурсы при поступлении на факультеты журналистики. Падает престиж некогда уважаемой и почитаемой профессии.

Анализ показывает, что далеко не все выпускники отделения и факультетов журналистики хотят работать по специальности, многие из них работают рекламщиками, делают проплаченные материалы.

А ведь читатель это очень тонко чувствует, и конечно, теряет доверие к таким изданиям.

Надо честно признать, что на сегодняшний день других источников финансирования электронных СМИ кроме государства и близких к нему структур не существует. Условно независимыми могут быть только экономически сильные СМИ которые имеют устоявшийся тираж, стабильного подписчика, рекламный рынок и многое другое. Для большинства же региональных электронных СМИ выжить без государства практически невозможно и это диктует свои условия в работе творческих комплективов телевидения.

Сегодня многие специалисты задаются вопросом: в чем, собственно, состоит основная проблема в современном телевидении?

Как отмечают независимые эксперты проблема это - если представить ее масштабное - связана с уровнем культуры современного телевидения, а именно с резким падением этого уровня, следствием которого явилась деградация огромного количества людей, среди которых очень много молодых представителей. А не в этом ли состоит основная идея термина, «четвертая власть»? Если перестанет биться сердце журналистики, то как долго будет существовать общество? А если телевидение и другие СМИ перестанут выполнять функции просвещения и культуры, то как поведут себя люди? Ведь совершенно очевидно, что телевидение, заняв, огромное место в жизни каждого человека, нацелено не только развлекать, но и воспитывать людей, прививать им нравственные ценности и жизненные ориентиры. Однако, такая картина несколько утопична и, и возможно больше относится к вопросу о попытке создания идеального телевидения.

Природа современного телевидения разнопланова, разнообразна, практически безгранична. Конечно, многие вопросы требуют глубокого осмысления. Главное же свойство телевизионного мира,на мой взгляд,состоит в его постоянном прогрессе и стремлении совершенствоваться. Большое значение в этом плане играют творческие коллективы работы которых приводит в движение весь этот живой организм,косящий название природы современного телевидения.

На мой взгляд, аналитика на региональном телевидении очень слаба. Часто при освещении деятельности органов власти и управления не уделяется должного внимания такому эффективному жанру, как телевизионный комментарий. Если экономическая аналитика периодически присутствует в эфире, то этого нельзя сказать об аналитике политической, провоцированной на социальную проблематику.

И в этом плане исключением может быть аналитическая телевизионная программа «Акценты» на канале ВГТРК «Дагестан», которая вот уже 17 лет имеет самый высокий рейтинг в Дагестане. Но и эта программа должна совершенствоваться и в творческом, и в техническом плане.

Об этом свидетельствуют многочисленные опросы,проведенные в последние годы в разных городах и районах республики.

По мнению ряда независимых экспертов, в том числе руководителя Московского Бюро по правам человека А. Брода, «Акценты» ждут в ней потребность тысячи и тысячи дагестанцев, потому что создатели, авторы и гости говорят на человеческом языке, с ребром и состраданием.

Современное телевидение является неотъемлемой частью нашего бытия, зеркалом социальной и политической жизни общества сегодня электронные СМИ не только средство общения, но и один из главных инструментов социального управления, мощное орудие воздействия на массовое сознание, на формирование определенных взглядов и убеждений телезрителей. Для создания актуальных, интересных и содержательных телевизионных программ далеко недостаточно хорошо знать предмет,о котором журналист собирается рассказать.

В перспективе же политика государственных электронных СМИ заключается в том, чтобы региональные компании ориентировались исключительно на социальные функции, то есть создавали новостные и общественно политические программы и при этом снижали уровень коммерциализации тех отрезков времени, которые филиалы ВГТРК используют на втором частном канале.

Сегодня основная задача профессионального програмирования электронных СМИ заключается в прогнозировании интересов зрителя(что будет смотреть с удовольствием: как привлечь его внимание СМИ).

Поскольку в условиях рынка СМИ развиваются достаточно недолго, они стремятся максимально использовать любые виды получения доходов. Понятно, что сегодня СМИ подчиняются законам моды: один канал начал показывать сериалы, и все остальные подхватывают. Но, в конце концов зритель будет выбирать то, что ему действительно интересно, платить только той компании, которая будет предоставлять соответствующий продукт.

Порой сам рынок предъявляет претензии государству, в том числе, по поводу того, что государство является участником рынка. Причем,оно находится вне конкуренции, потому что имеет самые мощные активы,но никаким образом не стимулирует конкуренцию. Дело в том что региональные и муниципальные власти финансируя бюджеты телевизионных каналов газет и создавая систему льгот для распространения собственных СМИ,имеют большое преимущество перед коммерческими печатными изданиями,но фактически полностью исключают конкуренцию в определенном регионе, городе, районе. В то же время СМИ претендуют на льготы со стороны государства, которое в свою очередь стремится уровень этих льгот ограничить. Однако, думаю, что ограничение льгот закономерный процесс, который должен привести к формированию как позиции СМИ, так и позиции государства, направленной на стимулирование рынка СМИ.

Есть еще одна серьезная проблема. Правовой и социальный статус журналиста в российском обществе крайне невысок, его профессия становится все менее престижной,опасной. Инициативу в формировании общественного мнения перехватывают политтехнологи и пиарщики, оплата труда которых в десятки раз превышают зарплату рядового журналиста.

Из-за отсутствия тарифных договоров между наемными работниками и работодателями журналист вынужден довольствоваться условиями труда, которые назначает, диктует работодатель, и в конечном счете теряет право на собственные убеждения и часто реализует в своем творчестве технологию, связанную с пропагандой или компроматом.

Что же делать? Как выйти из создавшейся ситуации? По утверждению экспертов, нам всем вместе надо сегодня, не теряя оптимизма, не впадая в хандру и тоску, работать на перспективу.

СМИ должны быть общенародными, тем более что сегодня проблема правового воспитания правового обустройства - номер один в обществе. Главная тема - почему журналистика в последние годы утрачивает доверие читателя зрителя, слушателя? Что можно сегодня сделать, чтобы вернуть все это? И в данном случае это нужно не только нам, кто любит свою профессию, это нужно обществу в целом.

Список литературы:

  1. Лысцева И. Провинциальное теленашествие //Журналист. 2004. № 1. С. 54.
  2. Евгений Примаков: Достижения не должны заслонять проблемы // Рос. газета. 2011. 14 янв. № 5381 (5).
  3. Павел Гусев: Главная задача журналистских союзов – лоббирование интересов журналистского сообщества // Журналист. 2008. № 12. С. 15.
  4. В ногу со временем, помня о традициях: интервью с министром печати и информации РД Азнауром Аджиевым // Даг. правда. 2012. 2 нояб.