Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Нуриева Алеся Радиевна
ассистент кафедры теории и методики дошкольного
и начального образования
факультета психологии и педагогики
Елабужского института Казанского федерального университета.
Ахметова Айсылу Ридиковна
Аннотация. В статье рассматриваются основные формы и принципы организации семейной подготовки ребенка к школе как способ интеллектуально-психологической адаптации дошкольника: социальное и физическое воспитание, творчество и игра.
Подготовка ребенка к школьному обучению является очень важным процессом, необходимым для формирования личности успешного ученика. Семье отведена определяющая психическая, физическая и педагогическая роль в развитии дошкольника.
Изучению проблемы семейной подготовки ребенка к школе посвящено множество работ исследователей в области педагогики, психологии и физиологии, такие, как: «Популярная психология для родителей» А.А. Бодалевой, Л.А. Кулик [3], «Семейное воспитание» О.А. Берестова [2], «Труд и развитие личности школьника» М.Я. Басова [1], «Методика психологического наблюдения над детьми» А. Валлон [4], «Психическое развитие ребенка» А.В. Запорожец [6], «Психологическое развитие ребенка» В.В. Давыдовой [5], «Определение готовности к школьному обучению. Учебная деятельность школьников» Л.И. Земцевой, Е.Ю. Суиковой [7] и др.
Представленные исследователи в своих работах определили причины неподготовленности ребенка к школе:
1. Недостаточность педагогического уровня взрослых. По мнению ученых, таких родителей заботит в большей степени материальное обеспечение детей, а не систематическая подготовка их к учебным занятиям. В подобного рода семьях отсутствует интерес к чтению литературы, развитию речи ребенка, его произношения, воспитанию у детей психологической готовности к труду. Как правило, результаты ребенка из такой семьи более слабые, чем у его сверстников. В итоге наблюдается отрицательная динамика в плане развития интереса ребенка к учению [3, с. 6].
2. Синдром «единственного ребенка в семье». Причины плохой подготовки к школе, согласно исследователям, крылись в двух, диаметрально противоположных, направлениях воспитания единственного ребенка родителями. Одни воспитывают его, всевозможно балуя и ограничивая самостоятельность будущего школьника. Другие, наоборот, переоценивают возможности своего ребенка, нагружая его разнообразными занятиями и лишая той детской непосредственности и легкости, с которой другие дошкольники впитывают получаемый материал, общаются со сверстниками и т.п. [4, с. 75].
3. Неумение вести себя в обществе. Это связано, прежде всего, с ограничениями, которые ставят родители перед ребенком в эмоциональном и коммуникативном плане [7, с. 22].
Правильное семейное воспитание обуславливает готовность ребенка к обучению в школе, что обусловило исследователей дать целый ряд рекомендаций родителям будущего школьника:
1. Общение с ребенком в указанный период его жизни должно маркироваться открытостью, откровенностью и диалогичностью. В случаях возникновения у дошкольника различных проблем родители должны проявить понимание и совместными с ребенком усилиями побороть возникшие трудности [7, с. 12].
2. Выработка родителями у ребенка способности преодолевать трудности и самостоятельно находить решения поставленным перед ним задачам — необходимое условие успешного обучения ребенка в последующем. Для ребенка важно не останавливаться, не прекращать поиск решения, а научиться доводить начатое до логичного завершения. Взрослым следует внушить ребенку отсутствие неразрешимости задач и, наоборот, убедить его в наличии, по крайней мере одного заведомо правильного ее решения. Однако не стоит забывать сказать дошкольнику о бесчисленном множестве путей для поиска этого решения [5, с. 39].
3. Родителям стоит установить эмоциональный контакт с ребенком, такой важный для него, выстроить отношения в позитивном ключе. Оценка родителями его результатов — самый важный стимул для самообучения и самовоспитания ученика. Постановка перед ребенком неразрешимых задач, упреки в его сторону по поводу неумения что-то делать, а также незаслуженные наказания недопустимы для родителя. Процесс подготовки к школьному периоду должен характеризоваться прогрессивностью, направленностью только вперёд, к новым знаниям и статусу [2, с. 203].
4. Показывать положительный пример ребенку, дифференцировать собственные поведенческие характеристики является важным аспектом выработки у ребенка собственной манеры поведения, адекватной отношению к нему окружающих и соответствующей собственной самооценке. Данная рекомендация обусловлена постоянной ретрансляцией родительского поведения ребёнком в процессе его развития [6, с. 65].
5. В этом возрасте необходима выработка у ребенка способности грамотно и последовательно строить вопросы, ответы и предложения согласно литературным нормам. Чтение художественной литературы и пополнение словарного запаса в этом случае — необходимое условие успешной интеллектуально-психологической адаптации будущего школьника [3, с.95].
В соответствии с направлениями обучения, которое ведется в начальной школе, домашняя подготовка ведется в трех основных формах: социальное обучение, ментальное обучение, физическое воспитание, творчество, игра.
Под социальным обучением понимается работа над тем, чтобы ребенок усвоил основную информацию о и др. Эти знания необходимы для более комфортного вхождения в школьный коллектив, на этапе знакомства, в первую очередь.
К ментальному обучению относятся счет, чтение, письмо — базовые умения, применяемые на всех этапах обучения и без овладения которыми невозможно перейти на новый уровень развития.
Особое место в ментальной подготовке к школе занимает семейное чтение. Оно является одним из главных механизмов социализации и духовного развития ребенка. Литература предлагает ученику образцы поведения, помогающие преодолевать сложные жизненные ситуации и достойно выходить из них.
Семья, семейное окружение — это залог эффективности постижения книжной культуры. Читательское сознание формируется у ребенка не со знакомства алфавита в школе, а через потешки, считалки, чтение всей семьей уже с самого младенчества. Семейное чтение нельзя определять как чтение в кругу семьи. Данный тип чтения предполагает «и домашнее чтение ребенку и ребенка, и чтение матери ребенку, детей друг другу, старших младшим, детей бабушке» [1, с. 45].
Функционал семейного чтения базируется на следующих основных тезисах:
1. Семейное чтение — самый давний и проверенный способ социализации человека.
2. Семейное чтение — значимый фактор психологической интеграции разных поколений.
3. Регулярность чтения вслух с раннего детского возраста обеспечивает овладение ребенка процессом самостоятельного чтения, а также делает возможным скорейшее формирование литературных предпочтений будущего школьника [5, с. 119].
4. Семейное чтение по своему значению и содержанию идентично совместному творчеству: чтение литературных произведений непроизвольно влечет за собой их иллюстрирование, сочинительство их продолжения, а также новых произведений (сказок, рассказов, домашних журналов и т.д.).
5. Чтение в семейном кругу позволяет родителям совершать контроль интересов ребенка, коррекцию его духовно-нравственных поисков.
6. На едином пространстве формируется диалог детей и взрослых, а также происходит сближение их интересов, возникает эмоциональная близость. Знакомство с миром литературы в неформальной обстановке создает условия для развития всесторонней и гармоничной личности ребенка [4, с 77].
Физическая подготовка к школе также имеет огромное значение для дошкольника. Первый класс — это время адаптации не только психологической, но физиологической. Стресс, который ребенок испытывает при поступлении в школу и вхождении в новый коллектив, значительно сказывается на его здоровье. Поэтому особенно важным представляется активная деятельность родителей по укреплению иммунитета дошкольника.
Развитие творческих способностей у ребенка — важный этап его подготовки к школьному обучению. В данное направление подготовки входят лепка из пластилина или глины, рисование, конструирование, создание всевозможных поделок из бумаги или подручных материалов и т.д. В процессе творческой деятельности у ребенка происходит выработка пространственного мышления, правильного восприятия и воспроизведения окружающего мира. В то же время данная форма занятий развивает фантазию и творческое мышление. Исследователи рекомендуют родителям превращать каждое такое занятие в «веселое мероприятие» [1 с.57].
Игра — самая комфортная и привычная форма времяпровождения для дошкольника. Живая атмосфера, создаваемая игрой, больше привлекает ребенка, чем скучные занятия за партой. Именно поэтому ученые рекомендуют интегрировать все формы подготовки к школе между собой и придавать им игровой характер.
Таким образом, подготовка к школе в семье происходит в формах социального, ментального, физического воспитания, а также в формах творчества и игры. Данная деятельность необходима для будущего школьника, так как без данного базиса невозможно комфортное вхождение ребенка в школьный коллектив и адаптация к новому серьезному периоду в его жизни.
Список использованной литературы