Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Л.Г. Богославец,
кандидат педагогических наук, доцент,
Алтайский государственный педагогический университет,
г. Барнаул, Россия
Л.Н. Гордеева,
руководитель отделения по дошкольному образованию
краевого учебно-методического объединения АИРО,
аспирант АлтГПУ,
заведующий МБДОУ «Детский сад № 56»
Статья подготовлена при финансовой поддержке Минпросвещения России в рамках реализации государственного задания на выполнение прикладной НИР по теме: «Научно-методическая подготовка учителя к работе с информационными ресурсами мультимедийного исторического парка «Россия — моя история» в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров
Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы приобщения детей дошкольного возраста к устному народному творчеству. Предлагается содержание практико-ориентированно семинара для педагогов дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) с целью использования ресурсов исторического парка «Россия — моя история» и повышения их профессионального мастерства в процессе ознакомления детей с историческим прошлым Отечества.
Ключевые слова: Патриотизм, отечество, дошкольное детство, практико-ориентированный семинар, устное народное творчество, педагоги, дошкольная образовательная организация.
Русский народ создал огромную изустную литературу <...> она была достоинством и умом народа, она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.
А.Н. Толстой
Основная задача педагогов при взаимодействии с детьми в условиях деятельности дошкольной образовательной организации — создание оптимальных условий (проблемных вопросов, ситуаций, коллективного творческого дела, квест-игр, творческих выставок и т.д.) для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций. Именно дошкольное детство — тот период, когда возможно подлинное, искреннее «погружение» в истоки национальной культуры. В этой связи для системы дошкольного образования имеют определяющее значение три принципиальные установки К.Д. Ушинского:
— «...народ имеет свою характеристическую систему»;
— «...в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих»;
— «...воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более чем что-либо другое» [2].
Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, с другой — сохранение культурной самобытности страны. Гражданско-патриотическое воспитание в системе деятельности дошкольной образовательной организации — процесс освоения, наследования отечественной культуры.
В устном народном творчестве заложены историческая память поколений и неразрывная связь времен, народная точка зрения на окружающую социальную действительность, на место человека в ней. Народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, традициям отводится важная и значимая роль при формировании гражданской позиции личностного развития ребенка, сохранения и укрепления национальной культуры. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, декоративно-прикладному искусству, способность к общению и диалогу, уважение к родному дому — ведущая педагогическая идея, которая реализуется в повседневной жизнедеятельности дошкольной образовательной организации.
Во многих регионах России создаются исторические парки «Россия — моя история» — это самый масштабный экспозиционный комплекс в России. Содержание мультимедийного парка характеризуется функциональностью, техничностью, яркостью экспозиционных панелей и может эффективно использоваться педагогами ДОО при формировании познавательного интереса детей дошкольного возраста в процессе ознакомлении с историческим прошлым своей страны [1].
Данные установки инициируют организацию методической работы современной ДОО, реализацию ее активных форм с целью повышения качества целостного образовательного процесса, повышения квалификации педагогов при использовании ресурсов, возможностей, материалов экспозиций и выставок исторического парка «Россия — моя история».
Актуальная форма работы с педагогами в данном контексте — практико-ориентированный семинар. Он может быть постоянно действующим и временным (например, в течение учебного года организуется изучение новых программ, направлений, тематики выставок и экспозиционных демонстраций исторического парка «Россия — моя история»: «Как жили люди на Руси», «Прошлое родной страны», «Интересные факты о традициях и обычаях древней Руси», «Открытие первой железной дороги», «Куклы в старообрядческой одежде» и т.д. Руководителем такого семинара может быть старший воспитатель, педагог, возглавляющий работу творческой группы в ДОО по данному направлению деятельности, приглашенные специалисты. Практико-ориентированный семинар может состоять из нескольких занятий и мероприятий, на которых обсуждаются вопросы теории, проблемы практики, педагогические технологии исторического парка; педагоги знакомятся с новинками методической литературы и экспозиционным материалом, ресурсами исторического парка «Россия — моя история».
При подготовке данного семинара по его тематике разрабатываются цели, задачи, практические задания (упражнения, сюжетно-ролевые игры, тренинги, «круглый» стол по обмену опытом, организационно-деловая игра, использование педагогических технологий «Лента времени», «Открытое пространство» т.д.); число участников, статус (внутри ДОО, районный, городской), актуальность, направление работы, ответственные.
План подготовки практико-ориентированного семинара включает следующие этапы: мотивационный, теоретический, практический. Каждый из них предполагает планирование ожидаемого результата. Формируемые этапы проведения семинара способствуют развитию умений его участников по организации, анализу, прогнозу образовательного процесса с учетом использования ресурсов и возможностей исторического парка «Россия — моя история» (см. таблицу).
Таблица 1
Этапы проведения практико-ориентированного семинара для педагогов ДОО «Русские былины как одно из средств воспитания нравственно-патриотических чувств у детей»
Этап | Тема | Форма | Цели |
1 | 2 | 3 | 4 |
Теоретический | «Русские былины как одно из средств воспитания нравственно-патриотических чувств у детей»: — русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям; — влияние национального эпоса на эмоциональное развитие детей; — роль ДОО и семьи в формировании у детей интереса к устному народному творчеству и истории России | Сообщения, консультации, рассматривание иллюстраций | Сформулировать актуальность заявленной темы |
Методический | «Былину прочти — доступно детям расскажи» | Творческие группы | Адаптировать былинный материал с сохранением колорита, стихотворного ритма, основного содержания |
Практический | «Древняя Русь, Русь богатырская» «История России в былинах» | Занятие-путешествие (открытый просмотр детского вида деятельности) Выставка детской, методической литературы, пособий по теме | Анализ деятельности детей: -целесообразность использования педагогических средств, развивающей предметной среды, методов, приемов; -способность к творческой импровизации на основе использования материала этноса. Обогатить знания педагогов историческими и этнокультурными сведениями о Древней Руси |
Заключительный |
Таблица 1. Продолжение таблицы
Этап | Тема | Содержание | Ответственный | Ожидаемый результат |
1 | 2 | 5 | 6 | 7 |
Теоретический | «Русские былины как одно из средств воспитания нравственно-патриотических чувств у детей»: — русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям; — влияние национального эпоса на эмоциональное развитие детей; — роль ДОО и семьи в формировании у детей интереса к устному народному творчеству и истории России | Влияние средств устного народного творчества на личностное развитие детей | Педагог-психолог Старший воспитатель | Раскрытие актуальности проблемы дошкольного образования в приобщении детей к устному народному творчеству |
Методический | «Былину прочти — доступно детям расскажи» | Работа над текстом былины | Учитель-логопед | Наработка адаптированного былинного материала в работе со старшими дошкольниками |
Практический | «Древняя Русь, Русь богатырская» «История России в былинах» | Просмотр совместной деятельности педагогов с детьми Просмотр материалов выставки | Педагог Педагоги возрастных групп, старший воспитатель, воспитатель по изобразительной деятельности | Накопление положительного опыта по данному виду деятельности, пропаганда педагогического опыта, самоанализ данного вида деятельности. Знакомство с вариантами создания предметной среды с учетом русских традиций |
Заключительный | Участники семинара | Аналитическая деятельность участников семинара по его итогам |
В Приложении 1 представлен материал для работы в творческих микрогруппах педагогов «Былину прочти — доступно детям расскажи»
Приложение 1
«БЫЛИНУ ПРОЧТИ — ДОСТУПНО ДЕТЯМ РАССКАЖИ»
(работа в творческих микрогруппах)
Методический материал: тексты былин.
Сообщение руководителя семинара
Былина — особый вид древних русских народных этических песен исторического содержания. Народ называет былины старинами, т.е. песнями о старине. Есть былины героические и богатырские (о подвигах богатырей — защитников Родины); социально-бытовые (посвященные общественной жизни в стране). Былины передают народное понимание истории, представления о нравственных идеалах — долге, чести, справедливости. Созданы былины тоническим стихом. В таких произведениях в стихотворных строках может быть разное число слогов, но должно быть относительно ровное число ударений.
Былины — песни, повествующие о каких-либо событиях. Для них характерно изображение событий в развитии, персонажей — в действии. Начинаются былины с запева, затем следуют зачин, кульминация и концовка, встречаются повторы. Язык яркий и выразительный.
I. Чтение педагогами отрывков из былин. Предварительно участники семинара разделяются на две команды.
II. Ответы педагогов на вопрос: какую предварительную работу с детьми они могут предложить по прочитанным отрывкам?
III. Тестовые задания по словам, встречающимся в былинах.
Какой злак, упоминающийся в былинах, назывался белояровое пшено?
а) пшено;
б) пшеница;
в) овес;
г) рис.
Что означает слово вотчина?
а) фазенда;
б) дача;
в) имение;
г) хозяйственный двор.
Что означает выражение — покляпыя береза?
а) прямая;
б) плакучая;
в) кривая;
г) спиленная.
«И попал он булавой в косицу». (Что такое косица?)
а) глаз;
б) висок;
в) лоб;
г) волос.
Что означает выражение рытый бархат?
а) порванный;
б) мятый;
в) узорчатый;
г) съеденный молью.
Что означает выражение яшное пиво?
а) клинское;
б) ячменное;
в) пенное;
г) крепкое.
Использование ресурсов исторического парка «Россия — моя история» в целостном образовательном процессе ДОО актуализирует вопросы развития духовности, гражданской ответственности, становления гражданина России, обладающего позитивными ценностями и качествами.
Библиографический список
1. Методические рекомендации по использованию ресурсов экспозиции исторического парка «Россия — моя история» на уроках истории и во внеурочной деятельности в образовательных организациях. — М. Городской методический центр. — 2016;
2. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5. — М.: Педагогика, 1989 г. — 528 с.