Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Автор-составитель: Сорокатая Е.А. – преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ «МК №5 ДЗМ»
Пояснительная записка
Эффективная система подготовки высококвалифицированных медицинских специалистов и совершенствование качества преподавания во многом обусловлены умением студентов самостоятельно работать над учебным материалом, усилением роли преподавателей в развитии у студентов необходимых для этого навыков, в воспитании их творческой активности и инициативности.
Преподаватель, ведущий дисциплину с первых дней обучения в учебном заведении, должен научить студента рациональной последовательности в работе, приёмам труда и его планированию. Задачи проблемного характера способствуют развитию самостоятельной познавательной активности, самоконтролю и самообразованию, а также вырабатывают умение логически рассуждать и творчески мыслить.
Настоящая методическая разработка представляет модель проведения 2-х часового практического занятия со студентами 3 курса специальности Сестринское дело по теме 2.9.3. при изучении Темы 2.Профилактика мероприятий, зависящих от образа жизни. МДК 01. 02. Основы профилактики. Раздела 2.ПМ 01 Сестринское обеспечение профилактических мероприятий.
Структура методразработки:
· организационно-методический этап, куда входят: технологическая карта занятия с его структурой, внутри- и междисциплинарные связи данной темы;
· основной этап занятия, включающий мотивацию темы занятия, вопросы для фронтального опроса с целью контроля знаний по теме занятия, профессиональные задачи по теме занятия, задания в тестовой форме для итогового контроля;
эталоны ответов на вопросы фронтального опроса, заданий в тестовой форме;
примерные варианты решения профессиональных задач,
критерии оценок устных ответов и выполнения практических манипуляций;
список основной и дополнительной литературы, где указаны учебники и информационные сайты, рекомендуемые для и проведения практического занятия;
приложения, где представлена презентация «Общение с пациентами», «ШАГ»
таблица для определения риска развития ССЗ у пациентов в ближайшие 10 лет при наличии нескольких факторов риска; алгоритмы выполнения манипуляций, рекомендации по диете и образу жизни для слушателей ШАГ.
Усвоение учебно-практического материала по теме должно способствовать овладению студентами навыков общения с пациентами различных возрастных групп; формированию и развитию общих и профессиональных компетенций:
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. Осуществлять собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ПК 1.1.Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения;
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения;
ПК 1.3.Участвовать в проведении профилактики неинфекционных и инфекционных заболеваний;
1. Организационно-методический блок
Технологическая карта занятия № 2.9.3
Специальность: 060501 Сестринское дело Курс 3
Профессиональный модуль: ПМ 01.МДК 01.02.. «Основы профилактики»
Тема занятия2.9.3.Роль медицинского персонала в работе школ артериальной гипертонии Темы 2.Профилактика заболеваний, зависящих от образа жизни.
Тип занятия: закрепление умений и навыков
Форма проведения: практическое занятие
Количество часов: 90 минут
Цели занятия:
· Учебная (дидактическая):формировать ОК и ПК по теме занятия; научить студента применять знания и умения на учебной и производственной практике в ЛПУ.
· Развивающая: развивать сферу познавательной деятельности, навыки общения и профессиональную речь.
· Воспитательная: способствовать нравственному, этическому воспитанию; формированию интереса к будущей профессии, профессиональногокругозора и общей культуре.
Студенты должны знать:
· основные правила общения с пациентами различных возрастных групп с артериальной гипертонией (далее АГ)
· основные рекомендации по обучению и консультированию пациентов и их родственников с АГ
· факторы риска развития ССЗ и способы их устранения;
Студенты должны уметь:
· комплексно применять свои знания и умения при решении профессиональных задач (общение, осмотр, измерение АД)
· дать грамотные рекомендации пациентам и их родственникам по организации здорового образа жизни и профилактике осложнений ССЗ.
Обеспечение занятия
А. Материально-техническое: проектор, ноутбук, тонометры, фонендоскопы, секундомеры, ручки, рабочие тетради, образцы дневника пациента.
Б. Методическое:
Методическая разработка занятия, раздаточный материал для студентов: задания в тестовой форме по теме, профессиональные задачи, алгоритмы выполнения манипуляций («Технология подсчета ЧДД», «Технология исследования пульса на лучевой артерии», «Технология измерения АД»), презентации «Общение с пациентами «и «ШАГ», таблица для определения риска развития сердечно-сосудистых заболеваний у пациентов в ближайшие 10 лет с учетом существующих факторов риска. Дидактический материал для студентов.
Междисциплинарные связи:
Обеспечивающие: Анатомия и физиология человека, Фармакология, ПМ 04.МДК 04.02.
Обеспечиваемые: ПМ 02. МДК 02.01. ПМ 05. МДК05.01. ПМ 03.
Междисциплинарные связи
Обеспечивающие связи
№ | Этапы учебного занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность студента | Время (мин.) | Методы, средства обучения |
. Организационный этап | Оценка внешнего вида студентов, их готовности к занятию; фиксация отсутствующих. | Подготовка рабочих тетрадей и конспектов лекций, рабочего места. | 1 | Проверка готовности к занятию к создание рабочего настроя. | |
2. | Основной этап | ||||
2.1. Мотивация и целеполагание 2.2. Актуализация знаний | Объявление темы.Руководство студентами при осуществлении целеполагания. Мотивация.Проведение фронтального опроса студентов. | Совместно с преподавателем формулируют цели занятия. Отвечают на контрольные вопросы. | 12 | Иллюстративный метод: слайд с темой занятия. Вводная беседа. Устный опрос. | |
2.3. Вводный инструктаж к ролевой игре | Выдача раздаточного материала; показ элементов мультимедийной презентации «Общение с пациентами» и «ШАГ» Акцентирование на достижении целей, поощрение к самостоятельной работе. | Слушают, смотрят, вспоминают правила общения и обучения пациента, технику манипуляций. | 10 | Иллюстративный метод: слайды презентации, иллюстрации (Приложение Г и Д).Беседа. | |
2.4.
Самостоятельная
работа студентов | Организация ролевой игры студентов «пациент» – «м/сестра», обучающей техникеизмерения АД, ведению беседы по проблемам ЗОЖ( на основе анкетирования, проведенного студентами в качестве домашнего задания). Предлагается решить профессиональные задачи, пользуясь таблицей рисков.и составить рекомендации по образу жизни или по питанию для слушателей ШАГ. В процессе выполнения манипуляций – оценка работы каждого студента в соответствии с критериями оценок. | Распределяются по «двойкам». Решают профессиональные задачи. Проводят беседы по диетам. питанию, двигательному режиму при АГ.Отрабатывают манипуляции: обучение пациентов измерениюАД, исследованию пульса, занесению результатов в дневник пациента, меняясь ролями по мере выполнения работы. Составляют рекомендации по образу жизни или питанию пациентов. | 50 | Практический метод: Формирование способов профессиональной деятельности. Метод ролевой игры. Метод наблюдения. Приложение Б, Ж, З. | |
2.5. Итоговый контроль | Подведение логического итога занятия; ответы на возникшие вопросы; раздача задания в тестовой форме по теме занятия | Слушают, задают вопросы, выполняют задания в тестовой форме. | 10 | Обучающий контроль: по результатам выполнения манипуляций и решения задач. | |
3.> | Заключительный этап | ||||
3.1. Этап рефлексии | Критический анализ, осмысление и оценка эффективности работы на занятии: достигнуты ли цели, что нового узнали и освоили на занятии? | Самооценка деятельности во время занятия; самоанализ степени усвоения полученных знаний. | 5 | Закрепляющая беседа. | |
3.2. Задание на дом | Учебник. Стр.175-185. Лекция Вегето-сосудистая дистония. Составить памятку по режиму питания детей, страдающих артериальной гипертонией | Запись домашнего задания в тетрадь. | 2 | Работа с книгой, конспектом лекций. Интернет. |
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ
2.1.Мотивация
Широкое распространение заболевания артериальной гипертонией с вовлечением все более молодого контингента пациентов ставит перед медициной новые лечебно-диагностические задачи. Непреходящее значение имеет профилактическая направленность деятельности медсестры по формированию здорового образа жизни пациентов и ликвидации факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний.
В период реформ сестринского образования функции медицинского персонала расширяются. Насколько грамотно и профессионально медсестра будет выполнять свои обязанности, настолько эффективными будут сестринская помощь и сестринский уход в лечебно-профилактическом учреждении.
В настоящее время в мировой медицинской практике признано, что одним из прогрессивных подходов к решению проблем, связанных с гипертонической болезнью, является организация системы обучениябольных, которое может проводиться как в стационаре, так и на амбулаторном этапе.
Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией включена в отраслевой классификатор (ОК) «Сложные и комплексные медицинские услуги»(Приказ министра здравоохранения РФ № 268 от 16.07. 2001г); имеет шифр 04.015.01(04-медицинские услуги по профилактике; 015-кардиология; 01-Школа здоровья для пациентов с АГ)
На сегодняшнем занятии вы продемонстрируете:
знаниеосновных
· терминов темы,
· правил общения и методов обучения пациентов различных возрастных групп,
· факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний,
· рекомендаций по организации ЗОЖ пациента
умение
· организовывать общение и обучение пациентов в школе артериальной гипертонии-ШАГ;
· давать рекомендации по двигательному режиму и рациону питания слушателям ШАГ;
· выполнять манипуляции: измерение АД, подсчет пульса и обучение этому слушателей ШАГ;
2.2. Вопросы для фронтального опроса
1. Что такое невербальное общение?
2. Какие вопросы называют «открытыми» и «закрытыми»?
3. Что понимают под терминами «получатель» и «отправитель»?
4. Какие методы можно использовать для обучения пациентов?
5. Какое систолическое давление является нормой?
6.В каких пределах колеблется диастолическое давление?
7. Что такое пульсовое давление и его норма?
8. Какое артериальное давление говорит о его повышении и как оно называется?
9. Какое артериальное давление говорит о его понижении и как оно называется?
10. Основные факторы риска развития сердечно-сосудистых заболеваний?
11. На какие факторы риска развития сердечно-сосудистых заболеваний можно и нужно воздействовать для снижения их процента?
2.3. Организация отработки манипуляций малыми группами
Преподаватель организует, контролирует, направляет, оценивает работу студентов. Демонстрирует презентацию «Школа артериальной гипертонии», напоминая об этических и деонтологических аспектах общения.
Используя дидактический материал и таблицу Приложения Б. студенты в малых группах решают профессиональные задачи.
Дидактический материал
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ СТУДЕНТОВ |
I. Организация ролевой игры 1. Разделитесь по двое: . слушатель ШАГили пациент . медсестра 2. «Медсестра» проводит беседу со слушателем, пользуясь анкетой пациента (домашнее задание), демонстрирует применение медицинского оборудования, руководствуясь Рекомендациями и Правилами (см. ч.III-IY) и условиями задач для выполнения профессиональных манипуляций 3. Поменяйтесь ролями. 4. Оцените навыки друг друга, укажите на ошибки, выясните пути их устранения. |
II. Решите предложенные профессиональные задачи |
III. Рекомендации по организации
общения с пациентом
Для того, чтобы правильно общаться с пациентом, имеет смысл перенести в
медицинскую практику принципы педагогики,необходимые для получения
оптимального результата обучения.
Они включают в себя:
|
IV. Правила, необходимые для отработки навыка
общения с пациентом для консультирования и обучения:
· используйте невербальное общение
· задавайте «открытые» вопросы, т.к. они самые полезные: отвечая на них,
пациент сообщает вам некоторую информацию
· открытые» вопросы обычно начинаются вопросительными словами «Как? Когда?
Где? Почему?»
· избегайте частого употребления оценивающих слов: «правильно, неправильно, плохо, плохой, хорошо, хороший, достаточно» и т.д. · одобряйте все, что пациент делает правильно · предлагайте, а не приказывайте · давайте немного необходимой информации, т.е. только то, что полезно в данную минуту · объясняйте все необходимые простым доступным языком: помните, что большинство людей не понимает медицинских и специальных терминов |
2.4. Профессиональные задачи
Уважаемые студенты!
Вам предложены для решения профессиональные задачи, моделирующие ситуации, которые могут возникнуть у пациентов различных возрастных групп.
Вы должны:
1) Определить с помощью таблицы (см. Приложение Б), каков риск развития сердечно-сосудистых заболеваний у пациентов в ближайшие 10 лет с учетом существующих факторов риска.
2)Ответить на поставленные к задаче вопросы.
Задача 1
Вы - участковая медсестра. На приеме у врача мужчина 42 лет, повышенного питания (ИМТ 35), курящий более 10 лет. При диспансерном осмотре на работе выявлена артериальная гипертония: цифры АД – 160/100 мм рт. ст. Уровень холестерина – 6.7 ммоль/л. Рекомендовано обратиться к терапевту.
1. Определите, пользуясь таблицей, каков риск развития сердечно-сосудистых заболеваний у пациента в ближайшие 10 лет?
2.Какие рекомендации Вы можете дать пациенту для того, чтобы снизить риск развития сердечно-сосудистых заболеваний?
Задача 2
Вы - медсестра на приеме врача-кардиолога. Пациент 55 лет страдает артериальной гипертонией более 5 лет. Цифры АД в пределах 160\95 мм рт. ст., несмотря на проводимую гипотензивную терапию, что заставило пациента обратиться к врачу. Пациент повышенного питания( ИМТ-29,2), без вредных привычек. В анализах крови показатели холестерина – 7,0 ммоль/л.
1. Определите, пользуясь таблицей , каков риск развития сердечно-сосудистых заболеваний у пациента в ближайшие 10 лет?
2.Какие рекомендации Вы можете дать пациенту для того, чтобы снизить риск развития сердечно-сосудистых заболеваний?
Задача 3
Вы - медсестра на приеме врача-кардиолога. Пациент 44 лет обратился к врачу с жалобами на одышку в ходьбе, быструю утомляемость. Пациент избыточного питания- ИМТ-35, курит более 1пачки сигарет в день, работа преимущественно сидячая . По данным анализа крови уровень холестерина 6,8 ммоль/л. АД в различное время суток до 180/110 мм рт. ст. Врач направил пациента в ШАГ.
1. Определите, пользуясь таблицей, каков риск развития сердечно-сосудистых заболеваний у пациента в ближайшие 10 лет?
2. Какие рекомендации Вы можете дать пациенту для того, чтобы снизить риск развития сердечно-сосудистых заболеваний?
Задача 4
Вы - медсестра на приеме семейного врача. Пациентка 65 лет, страдающая артериальной гипертонией и сахарным диабетом, жалуется на приступы давящих болей за грудиной при привычной физической нагрузке. Пациентка имеет избыточный вес (ИМТ-38), цифры АД контролирует плохо: привычные цифры – 170/100 мм рт. ст. Вредные привычки отрицает. В анализе крови показатели холестерина до 7,2 ммоль/л.
1. Определите, пользуясь таблицей, каков риск развития сердечно-сосудистых заболеваний у пациента в ближайшие 10 лет?
2. Какие рекомендации Вы можете дать пациентке для того, чтобы снизить риск развития сердечно-сосудистых заболеваний?
Задача 5
Вы - медсестра на приеме врача-кардиолога.Пациент 50 лет обратился к участковому врачу для получения санаторно-курортной карты. При обследовании получены следующие данные: АД – 180/110 мм рт. ст., холестерин – 7,3 ммоль/л. Пациент курит много лет. ИМТ – 22.Врач направил пациента в ШАГ.
1. Определите, пользуясь таблицей, каков риск развития сердечно-сосудистых заболеваний у пациента в ближайшие 10 лет?
2.Какие рекомендации Вы можете дать пациенту для того, чтобы снизить риск развития сердечно-сосудистых заболеваний?
Задача 6
Вы-медсестра, ведущая занятия в школе артериальной гипертонии в поликлинике.
Мужчина 46 лет страдает артериальной гипертензией в течение 2-х лет. Цифры АД в пределах 180/100мм рт.ст. Лекарства, назначенные врачом принимает нерегулярно, считая это необязательным .Мало двигается, не занимается спортом. ИМТ более 25.Холестерин-6,5м/моль/л. Курит 20 сигарет в день. .Посетил 1 занятие
1. Определите, пользуясь таблицей, каков риск развития сердечно-сосудистых заболеваний у пациента в ближайшие 10 лет?
2. Какие рекомендации Вы можете дать пациенту для того, чтобы снизить риск развития сердечно-сосудистых заболеваний?
Задача 7
Вы-медсестра на занятии школы артериальной гипертонии. Занятия впервые посетила женщина 36 лет. При диспансеризации у нее выявлено повышение АД до 150/110мм рт ст. ИМТ – 30. Холестерин- 6,0. Вредных привычек нет. Из еды отдает предпочтение фаст-фуду.
1. Определите, пользуясь таблицей, каков риск развития сердечно-сосудистых заболеваний у пациента в ближайшие 10 лет?
2. Какие рекомендации Вы можете дать пациенту для того, чтобы снизить риск развития сердечно-сосудистых заболеваний?
2.5. Задания в тестовой форме для итогового контроля знаний
ИНСТРУКЦИЯ: Выберите один правильный ответ
1. Разница между систолическим и диастолическим артериальным давлением называется:
А) максимальное артериальное давление
Б) минимальное артериальное давление
В) пульсовое давление
Г) дефицит пульса
2. Количество сердечных сокращений в 1 минуту у взрослых пациентов при брадикардии составляет:
А)100-200
Б) 90-100
В) 40-50
Г) 70-60
3. К невербальному типу общения относится все, кроме:
А) мимика
Б) речь
В) жесты
Г) внешний вид
4. Основная цель общения в сестринском деле:
А) предоставление информации
Б) преодоление чувства тревоги
В) вселение надежды на улучшение самочувствия
Г) преодоление дезадаптации, связанной с болезнью
5. Самый неудачный стиль поведения медсестры в конфликтной ситуации:
А) противоборство
Б) избегание
В) сотрудничество
Г) приспособление
6. К вербальному типу общения относится:
А) выражение лица
Б) речь
В) манеры
Г) дистанция
7. Артериальное давление зависит:
А) только от числа сердечных сокращений
Б) только от систолического объема
В) только от тонуса артериальной стенки
Г) как от систолического объема, так и от тонуса артериальной стенки
8. Время подсчета пульса при аритмии (в секундах):
А) 60сек
Б) 45сек
В) 30сек
Г) 15сек
9. К зависимым факторам риска сердечно-сосудистых заболеваний относится все, кроме:
А) курение
Б) пол
В) артериальная гипертония
Г) ожирение
10. Какие сердечно-сосудистые заболевания могут осложнить течение гипертонической болезни?
А) инфаркт миокарда
Б) инсульт головного мозга
В) отслойка сетчатки глаза
Г) все ответы верны
3. ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ С КРИТЕРИЯМИ ОЦЕНОК
Критерии оценки устных ответов на вопросы фронтального опроса
Отметка | Критерии оценки |
«5» | - Правильный ответ по эталону - Свободное владение материалом - Умение обосновать ответ - Использование профессиональной лексики |
«4» | - Правильный ответ по эталону с незначительными ошибками - Свободное владение материалом - Умение обосновать ответ Использование профессиональной лексики |
«3» | - Правильный ответ по эталону с незначительными ошибками -Трудности в обосновании ответа - Трудности в использовании профессиональной лексики |
«2» | - Ответ, несоответствующий эталону - Трудности в использовании профессиональной лексики |
3.1. Ответы на вопросы фронтального опроса
1. «Невербальное» общение – передача информации при помощи мимики, жестов, осанки и позы без использования речи.
2. «Открытые» (специальные) вопросы – вопросы, на которые можно получить более или менее подробный ответ (Вы можете...?, Вы хотите..?) «Закрытые» вопросы – вопросы, на которые можно ответить односложно: «да» или «нет».
3.«Получатель» – человек, принимающий сообщение, «отправитель» – человек, передающий информацию.
4.Для обучения пациентов и их родственников можно использовать методы демонстрации, консультирования, разыгрывания ролей.
5.Нормальное систолическое давление колеблется в пределах 110-139мм рт. ст.
6.Нормальное диастолическое давление колеблется в пределах 70-89 мм рт. ст.
7. Пульсовое давление – это разница между систолическое и диастолическое давление. В норме: от 40 до 60 мм рт. ст.
8. Артериальное давление выше 139/89 мм рт. ст. называется артериальной гипертонией.
9. Артериальное давление ниже 105/65 мм рт. ст. называется артериальной гипотонией.
10. Основные факторы риска развития сердечно-сосудистых заболеваний: АД выше 140/90 мм рт. ст., курение, возраст, пол, уровень холестерина выше 5,2 ммоль/л, ожирение, гиподинамия.
11. Риск развития сердечно-сосудистых заболеваний можно снизить, воздействуя на зависимые факторы риска: снижение веса, отказ от курения, динамические нагрузки, рациональное питание.
Критерии оценки выполнения заданий в тестовой форме
Отметка | Критерии: количество правильных ответов |
«5» | 9-10 |
«4» | 8 |
«3» | 7 |
«2» | 6 и менее |
3.2. Эталоны ответов к заданиям в тестовой форме (итоговый контроль)
№ вопроса | Ответ |
1 | в |
2 | в |
3 | г |
4 | г |
5 | г |
6 | а |
7 | б |
8 | б |
9 | б |
10 | г |
Критерии оценки выполнения профессиональных манипуляций
Отметка | Критерии оценки |
«5» | Практические действия выполняются последовательно в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; выдерживается регламент времени; все действия обосновываются. |
«4» | Практические действия выполняются последовательно, но неуверенно; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени; все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога. |
«3» | Нарушена последовательность выполнения манипуляций; для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала. |
«2»> | Невозможность самостоятельно выполнять практические манипуляции; совершаются действия, нарушающие требования санэпидрежима, техники безопасности. |
3.3. Примерные варианты ответов на вопросы профессиональных задач
Таблица 1
№ | Риск развития ССЗ в ближайшие 10 лет (%) | Рекомендации по снижению риска развития ССЗ |
1 | 2% – умеренный риск | Отказ от курения, снижение артериального давления (АД) до 120/80 мм рт. ст. рациональное питание и, как результат, снижение холестерина приведут к снижению риска до 1%, и даже менее. Все это позволит избежать развития сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) в ближайшие 10 лет. Рекомендовать посещение ШАГ |
2 | 9% – высокий риск | Рациональное питание с учетом энергетических затрат, прием гипохолестеринемических и гипотензивных средств, назначенных врачом, дозированные динамические нагрузки помогут контролировать АД в пределах нормальных цифр: 120/80 мм рт. ст., что позволит снизить риск развития ССЗ до 1%. |
3 | 16% – очень высокийриск | При отказе от курения риск снижается до 9%, при нормализации уровня холестерина риск снижается до 5%, при достижении стойкого АД -120/80 мм, риск развития ССЗ снижается до 3%. Пациенту необходимо соблюдать гипохолестериновую диету и регулярно принимать гипотензивные препараты под контролем АД. Рекомендовать посещение ШАГ. |
4 |
14% –
очень высокий риск | Пациентке необходимо регулярно принимать гипотензивные препараты, что позволит нормализовать АД, тем самым снизить риск ССЗ до 5%, при снижении уровня холестерина до нормы с помощью диеты или приема холестеринснижающих препаратов уровень риска развития ССЗ снизится до 3%. |
5 | 22% – очень высокий риск | При отказе от курения риск развития ССЗ снизится до 12%, при нормализации АД – до 4%, при снижении уровня холестерина до нормы риск развития ССЗ снизится до 3%. Пациенту необходимы: регулярный прием гипотензивных препаратов под контролем АД, гипохолестериновая диета, при отсутствии эффекта – прием холестеринснижающих препаратов. Рекомендовать посещение ШАГ. |
6 | 3-4%- умеренный риск | При отказе от курения риск падает до 2%, при снижении АД до 120мм риск уменьшится до 1%. Пациенту необходимо снижать вес, регулярно принимать гипотензивные препараты под контролем АД, вести «Дневник пациента» и посещать занятия ШАГ |
7 | 0%-низкий риск | В ближайшие 10 лет риск развития ССЗ низкий , но, в дальнейшем, при неконтролируемом АД и высоких показателях холестерина он будет возрастать. Женщине необходимо снижать вес, изменить пищевое поведение. |
5. ПРИЛОЖЕНИЯ
А. Словарь понятий и терминов
№ | Термин | Значение |
1. | Комплаентность | Приверженность пациента лечению |
2. | Вербальное общение | Процесс общения с помощью речи |
3. | Коммуникация | Обмен информацией между двумя или более людьми |
4. | Отправитель | Человек, передающий информацию |
5. | Получатель | Человек, принимающий сообщение |
6. | Канал | Способ отправки сообщения: устная речь, неречевые компоненты |
7. | Обучаемость | Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения |
8. | Взаимное понимание | Отсутствие смыслового барьера между «отправителем» и «получателем» |
9. | «Зеркало отношений» | Прием общения, состоящий в доброй улыбке и приятном выражении лица. |
10. | «Золотые слова» | Прием общения, заключающийся в высказывании комплиментов, способствующих эффекту внушения |
11. | Коммуникационный процесс | Процесс эффективного общения |
12. | «Профессиональная тишина» | Избегание в разговоре с пациентом употребления медицинских терминов |
13. | Гипотензивная терапия | Медикаментозная и немедикаментозная терапия, направленная на поддержание адекватного уровня артериального давления |
14. | Тахикардия | Учащение ЧСС свыше 80 в мин. |
15. | Брадикардия | Урежение ЧСС менее 60 в мин. |
Б. Риск развития сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) в ближайшие 10 лет в зависимости от возраста, пола, стажа курения, систолического (верхнего) артериального давления (АД) и уровня холестерина.
Рекомендации по работе с таблицей
Таблица позволяет определить риск развития сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ), таких как инфаркт миокарда и инсульт, в ближайшие 10 лет, в зависимости от пола, возраста, статуса курения, систолического (верхнего) артериального давления (АД) и уровня холестерина.
1. Выберите левую половину таблицы – для женщин или правую половину – для мужчин.
2. Выберите наиболее близкий по значению возраст по шкале в центре таблицы.
3. Выберите квадрат для курящих или некурящих пациентов напротив выбранного Вами возраста.
4.По шкале внизу таблицы выберите уровень холестерина.
5. Проведите прямую вверх до пересечения с Вашим базовым квадратом.
6. По шкале слева от Вашего базового квадрата выберите значение систолического АД.
7. На пересечении уровня холестерина и систолического АД найдите цифру 10-летнего риска ССЗ.
Результат выражается в процентах. Низкому риску соответствует величина < 1%, умеренному риску – 1-4%, высокому – 5-9% и очень высокому риску – ≥ 10%.
Например: У курящего мужчины в возрасте 60 лет с систолическим АД 160 мм рт. ст. и уровнем холестерина 6 ммоль/л риск развития сердечно-сосудистого заболевания составляет 19%.
Это соответствует очень высокому риску и означает, что в ближайшие 10 лет инфаркт или инсульт разовьется у 19 из 100 мужчин с такими же показателями.
Из таблицы хорошо видно, что при отказе от курения риск существенно падает до 11%, при снижении АД в пределах 140 – до 8%, а при достижении 120 – до 5%, и даже незначительное понижение уровня холестерина с 6 до 5 ммоль/л, что обычно легко осуществимо при нормализации питания, приводит к дополнительному снижению риска до 4%.
Таким образом, при условии адекватного лечения артериальной гипертонии и коррекции образа жизни степень риска снижается почти в 5 раз.
Понятно, что вероятность попасть в число девятнадцати из 100 гораздо больше, чем в 4 из 100. Нормализуя артериальное давление и поддерживая здоровый образ жизни, Вы стремитесь к максимальному снижению сердечно-сосудистого риска.
В. Виды тонометров
Таблица 3
Приложение Г.
ИЗМЕРЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ
Примечание:при невыполнении этапа, отмеченного знаком*, дальнейшие действия не оцениваются (выполнение манипуляции прекращается), выставляется «0» баллов за всю манипуляцию.
№ п/п | Этапы | Исходныйбалл | Полученныйбалл |
Подготовка к процедуре | |||
1. | Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к немуобращаться. | 1 | |
2. | Объяснить пациенту цель и ход процедуры. | 1 | |
3. | Получитьсогласиенапроцедуру. | 1 | |
4. | Предупредить пациента о предстоящей процедуре за 15 минут до её начала. | 1 | |
5. | Подготовить необходимое оснащение (смотри примечание). | 1 | |
6. | Вымытьруки (гигиенический уровень). | 1 | |
Выполнение процедуры | |||
7.* | Усадить или уложить пациента. Предложить пациенту правильно положить руку: в разогнутом положении ладонью вверх (если пациент сидит, попросить подложить под локоть сжатый кулак кисти свободной руки). | - | |
8 | Наложить манжету на обнаженное плечо пациента на 2 – 3 см выше локтевого сгиба (одежда не должна сдавливать плечо выше манжетки), закрепить манжетку так, чтобы между ней и плечом проходили два пальца. | 1 | |
9.* | Соединить манометр с манжеткой и проверить положение стрелки манометра относительно нулевой отметки шкалы. | - | |
10. | Найти место пульсации плечевой артерии в области локтевой ямки и поставить на это место мембрану фонендоскопа. | 1 | |
11. | Закрыть вентиль на «груше», повернув его вправо, и нагнетать в манжетку воздух под контролем фонендоскопа до тех пор, пока давление в манжетке по показаниям манометра не превысит на 20 -30 мм.рт.ст., тот уровень, при котором исчезли тоны Короткова. | 1 | |
12.* | Выпустить воздух из манжеты со скоростью 2 мм.рт.ст. в 1 сек., повернув вентиль влево. Одновременно фонендоскопом выслушивать тоны на плечевой артерии и следить за показателями шкалы манометра. | - | |
13.* | При появлении над плечевой артерией первых звуков (тоны Короткова) «отметить» на шкале и запомнить цифры, соответствующие систолическому давлению. | - | |
14.* | Продолжая выпускать воздух, отметить величину диастолического давления, которая соответствует ослаблению или полному исчезновению тонов Короткова. | - | |
15. | Округлить данные измерения до 0 или 5, зафиксировать результат в виде дроби (в числителе – систолическое давление; в знаменателе – диастолическое), например, 120/75 мм.рт.ст. Выпустить воздух из манжеты полностью. Повторить процедуру измерения артериального давления два раза с интервалом 2-3 минуты. Зафиксироватьнаименьшиепоказатели. | 1 | |
16. | Сообщить пациенту результат измерения. Обработать мембрану фонендоскопа салфеткой, смоченной раствором медицинским антисептическим. | 1 | |
Окончание процедуры | |||
17 | Вымытьруки (гигиенический уровень). | 1 | |
18. | Сделать запись полученных результатов и реакции пациента в документацию. | 1 | |
Итог | 13 |
Приложение Д.
ИССЛЕДОВАНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ПУЛЬСА НА ЛУЧЕВОЙ АРТЕРИИ
Примечание:при невыполнении этапа, отмеченного знаком*, дальнейшие действия не оцениваются (выполнение манипуляции прекращается), выставляется «0» баллов за всю манипуляцию.
№ п/п |
Этапы |
Исходныйбалл |
Полученныйбалл |
Подготовка к процедуре |
| ||
1. |
Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к немуобращаться. |
1 |
|
2 |
Объяснить пациенту суть и ход процедуры. |
1 |
|
3 |
Получить согласие пациента на процедуру. |
1 |
|
4 |
Подготовить необходимое оснащение. |
1 |
|
5 |
Вымытьруки (гигиенический уровень). |
1 |
|
Выполнение процедуры |
| ||
6 |
Придать пациенту удобное положение, сидя или лежа (руки должны быть расслабленные, при этом кисти и предплечья не должны быть «на весу»). |
1 |
|
7.* |
Прижать 2,3,4 пальцами лучевые артерии на обеих руках пациента (1 палец должен находиться со стороны тыла кисти) и почувствовать пульсацию артерий. Сравнить колебания стенок артерий на правой и левой руках. Оценить симметричность пульса. У здорового человека пульс на обеих лучевых артериях симметричный. Если пульс симметричный, остальные свойства пульса определяют, пальпируя одну руку. |
- |
|
8. * |
Определить ритм пульса. Если пульсовая волна следует одна за другой через равные промежутки времени – пульс ритмичный, если нет – аритмичный. |
- |
|
9.* |
Определить частоту пульса – количество пульсовых ударов за 1 минуту. Для этого взять часы или секундомер и определить количество пульсовых ударов в течение 30 сек., умножить на 2 (если пульс ритмичный), и получить частоту пульса. Если пульс аритмичный – считать количество пульсовых ударов в течение 60 секунд. |
- |
|
10.* |
Определить наполнение пульса, если пульсовая волна четкая, то пульс полный, если слабая – пустой, если пульсовая волна слабо прощупывается, то пульс нитевидный. |
- |
|
Окончание процедуры |
| ||
11.* |
Определить напряжение пульса. Для этого нужно прижать артерию сильнее, чем прежде, к лучевой кости. Если пульсация исчезает при нажатии – напряжение хорошее; если пульсация не ослабевает – пульс твердый; если пульсация полностью прекратилась – напряжение слабое, пульс мягкий. |
- |
|
12. |
Сообщитьпациентурезультатисследования. |
1 |
|
13. |
Вымытьруки (гигиенический уровень). Зарегистрировать результат исследования в температурном листе. |
1 |
|
|
Итог |
8 |
|
Приложение Е.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ДИЕТЕ ПРИ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ.
Доказано, что соблюдение диеты приводит к снижению артериального давления Соблюдение диеты снижает артериальное давление уже после 8-недельного её применения. Специальныеисследования, проведенные среди больших групп населения показали, что соблюдение диеты приводит к снижению частоты заболеваний сердца на 15% , а инсультов на 27%.
Рекомендуются обезжиренные или с пониженным содержанием жира молочные продукты, злаки, фрукты, овощи, орехи и бобы. Предпочтение следует отдавать продуктам, богатым белком и содержащим микроэлементы – калий, кальций, магний (эти микроэлементы обладают гипотензивным эффектом). Диета основана на приеме 2000 калорий в день, необходимых для ежедневных энергетических затрат. Желательно принимать пищу не реже 4-5 раз в день, распределяя ее по калорийности суточного рациона примерно следующим образом: завтрак (до работы) -30%, второй завтрак- 20%, обед-40%, ужин-10%. Последний прием пищи должен быть не менее чем за 2-3 часа до сна.
Группы продуктов. |
Объем порций. |
Наименование продуктов. |
Практическое значение. |
Зерно и зерновыепродукты |
1 ломтик хлеба 80 г сухого молотого зерна 120 мл вареного риса, овсянка, кукурузные хлопья и т. п. |
Пшеничный хлеб, пита, овсяная крупа, геркулес |
Основной источник энергии и клетчатки |
Овощи |
160 г сырых лиственных овощей 160 г вареных овощей 180 мл овощного сока |
Томаты, картошка, морковь, горох, тыква, броколли репа, капуста шпинат, тапинамбур, фасоль. |
Продукты, обогащенные калием, магнием и клетчаткой |
Фрукты. |
180мл фруктового сока, 40 г сухофруктов, 80 г свежих, замороженных или консервированных фруктов, 1 фрукт среднего размера |
Абрикосы, бананы, финики, виноград, апельсины, апельсиновый сок, манго, дыня, арбузы, персики, ананасы, сливы, изюм, клубника, мандарины. |
Важнейшие источники калия магния и клетчатки |
Обезжиренные или с пониженным содержанием жира молочные продукты |
240 мл молока, 120 мл йогурта, 45 г сыра |
Обезжиренное или 1 % молоко, обезжиренное или с пониженным содержанием жира масло, йогурт, сыр. |
Наибольшийисточниккальция и протеинов
|
Мясо, птица, рыба. |
84 вареного мяса, птицы или рыбы. |
Выбирайте только постное мясо, удаляйте видимый жир; запекайте и варите мясо вместо жарки; удаляйте кожицу с птицы |
Продукты, обогащенные белком и магнием |
Орехи, семена, бобы. |
42 г орехов, 14 г семян, 80 г вареных бобов. |
Миндаль, фундук, арахис, грецкие орехи, фасоль, чечевица |
Источники энергии, богатые магнием, калием и клетчаткой. |
Приложение Ж.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБРАЗУ ЖИЗНИ.
Следует выбирать так называемые динамические физические упражнения – быстрая ходьба или бег (ходьба предпочтительнее), плавание, езда на велосипеде или роликах, лыжи, игровые виды спорта (футбол, волейбол, теннис и др.)
Не рекомендованы статические виды физической нагрузки – подъем
штанги, гантелей и т. п.
ПриложениеЗ.
ФОРМУЛА ПОДСЧЕТА СУТОЧНОЙ ПОТРЕБНОСТИ В КАЛОРИЯХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЕСА, РОСТА И ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
Как подсчитать калории?
Сначала вычислим скорость основного обмена веществ (ООВ).
ООВ= 655+(9,6 x вес в кг) + (1,8x рост в см) – (4,7x возраст)
Теперь считаем коэффициенты активности. Чтобы определить свою суточную потребность в калориях, умножьте результат ООВ на коэффициент активности.
· Сидячий образ жизни: ООВ x 1,2
· Небольшая (спорт 1-3р в неделю)=ООВ x 1,375
· Умеренная (спорт 3-5р в неделю)=ООВ x1,55
· Высокая (большая физическая нагрузка) =ООВ x1,725
· Очень высокая (тяжелый физический труд) =ООВ x1,9
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
Мухина С.А., Тарновская И.И. Учебник «Теоретические основы сестринского дела», М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010.Стр. 75-79
Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела», М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. Стр.236-244
Лычев В.Г., Карманов В.К. Учебно-методическое пособие «Руководство по проведению практических занятий по предмету «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи», М.: Форум, 2008. Стр.185-188
Дополнительная литература:
Маев И.В., Ляхова Т.М., Местаков В.А. «Методы исследования больного» // Методические указания, М., 2002.
Маколкин В.И., Овчаренко В.С., Семенков Н.Н. Сестринское дело в терапии: учебник. М.: Родник, 2002.
Полянцева О.И. Психология: учебник. Рн/Д: Феникс, 2002.
Интернет-ресурсы:
[Электронный ресурс] // Статьи и учебные материалы для студентов, обучающихся по специальности - Сестринское дело
URL: http://sestrinskoe-delo.ru/ (дата обращения: 25.02.16)
[Электронный ресурс] // Meduhod.ru
URL: http://www.meduhod.ru/home.htm (дата обращения: 03.03.16)
[Электронный ресурс] // Научный сетевой журнал «Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика»
URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2011_4_9/nomer/nomer23.php
(дата обращения: 04.02.16)
[Электронный ресурс] // Sisterflo.ru - сайт для медицинских сестер
URL: http://www.sisterflo.ru/ethics/com_patient.php (дата обращения: 24.02.16)