Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Базарова Гульнора Гуламовна, доц. Анд.МИ,
Юлдашева Фарида Хужамкуловна, доц. АГУ
После независимости в Узбекистане осуществляются коренные реформы во всех областях социально-экономической жизни. Быстрыми темпами меняются социальная жизнь и социально-экономические отношения между членами общества, происходит трансформация ценностей в соответствии с современными вызовами. Конечно, все это приводит к модернизации всех сфер общества: экономики, политики, духовной жизни, культуры, системы образования и других. В настоящее время модернизация, инновация, творческий подход становятся основой демократизации сферы образования и неотделимой частью жизни ее субъектов.
Основой модернизации системы образования в Узбекистане является изменение сущности системы образования, ее развитие на основе изучения и применения передового опыта развитых стран, применение новых методов, передовых педагогических технологий. При этом приоритетной политикой государства в системе образования остается сохранение и развитие национальных и исторических ценностей, национального опыта и также их соединение с прогрессивным опытом развитых стран в данной сфере. То есть сохраняется все, то положительное в системе образования, что будет способствовать развитию и вместе с тем принимается все новое, прогрессивное, которое соответствует национальным духовным и нравственным ценностям общества. Это означает, что осуществляется модернизация на собственной основе, так как сохраняется преемственность в развитии данной сферы и в то же время применяется инновации.
В процессе модернизации системы образования страны, большое значение имело принятие в 1997 году Закона Республики Узбекистан «Об образовании», на основе которого была разработана и утверждена Национальная программа по подготовке кадров. Данная программа соответствует «узбекской модели» развития. Узбекская модель развития основывается на эволюционном и поэтапном осуществлении социально-экономических и политических реформ, проводимых в стране, что не допускает «шоковой терапии». Модернизация в системе образования не нарушает вышеназванные принципы.
Собственная модель развития системы образования Узбекистана предусматривает развитие данной сферы в контексте требований современного развития системы образования в развитых государствах и его соответствия мировым стандартам. Вместе с тем данная модель параллельно ставит задачу не только овладения новыми знаниями, но и духовного совершенствования личности. «Закон об образовании» ставит целью формирования в сознании молодежи демократических ценностей, собственной активной гражданской позиции, инновационного и творческого подхода в решении различных социальных и других задач. В то же время данный закон предполагает знание и уважение исторических, традиционных и национальных ценностей, почтение общенациональных ценностей, толерантности, что является основой воспитания не просто образованной и знающей, но и совершенной личности.
Согласно «Закона об образовании», личность должна стать активным субъектом и движущей силой процесса модернизации. Его сознание должно отражать с одной стороны, национальную духовность и нравственность, и с другой стороны, передовое образование, профессионализм, инновационный подход, творческое отношение к своему делу, что является главными чертами современной личности. Все это предполагает повышение престижа образования, овладение молодежью ценностями национальной и мировой культуры, передовыми знаниями и общечеловеческими ценностями.
Известно, что специалисты, которые имеют высокий научный потенциал и широкое современное инновационное мировоззрение готовятся в сфере образования. Они определяют будущее страны. Значит, сфера образования должна соответствовать современным требованиям развития, своевременно отвечать вызовам модернизации. В настоящее время, когда во всех сферах осуществляются широкомасштабные реформы, стране нужны высококвалифицированные профессионалы, имеющие соответствующий научный и технический потенциал. Принятые после независимости законы и указы ориентированы на формирование современного, отвечающего требованиям рыночной экономики специалиста - личности, с высокой научной и профессиональной подготовкой, с творческим мышлением, конкурентоспособной, с активным и интеллектуальным потенциалом.
За период независимости в Узбекистане в сфере образования были достигнуты большие успехи. Об этом было сказано на международном Форуме прошедшем 16-17 февраля 2012 года в Ташкенте, под лозунгом «Воспитание высокообразованного и интеллектуально развитого поколения - важный фактор стабильного развития и модернизации страны». На Форуме участвовало более 1000 участников из 48 стран мира, 270 представителей различных международных организаций и фондов образования. В выступлениях участников Форума было подчеркнуто, что в настоящее время, когда повышается значение и роль образования, основанного на современных информационных технологиях, в Узбекистане большое внимание уделяется на развитие данной сферы.
Следует отметить, что сегодня меняется сам характер сферы образования. От сферы образования требуется, чтобы оно развивалось в соответствии со временем. Образование в определенных случаях в своем развитии должно опережать другие сферы и отвечать требованиям времени. Значит, образование должно носить опережающий характер, потому что пока студент становится специалистом и получает место в обществе в качестве специалиста, рынок труда уже ставит к нему новые требования. Система образования должна заранее предвидеть и угадывать потребности и требования общества. «Таким образом, главным инновационным принципом нынешнего образовательного цикла должен стать опережающий характер самого образования, а также ориентация на творческий подход и на приоритетное формирование творческого мышления, способного изобретательски решать поставленные и все обновляющиеся задачи. Возникла острая необходимость «непрерывного образования на протяжении всей жизни» и выбор компетентностного подхода в обучении» [1;259-260].
Как известно, в настоящее время большую роль играет информатизация общества. Одним из аспектов развития образования в стране, является именно информатизация системы образования, что способствует совершенствованию процесса подготовки будущих кадров. Современные специалисты будут осуществлять свою деятельность в условиях рыночной экономики. Информатизация системы образования нацелена на подготовку компетентных специалистов, ориентированных на овладение современной информационной технологией. Подготовленный таким образом специалист, в будущем, может стать творческим, конкурентно способным и активным не только в нашей стране, но и за ее пределами. Такой специалист, востребованный и готовый к любым ситуациям и отвечающий современным требованиям не только образования, но и других сфер, найдет свое достойное место в обществе.
Как известно, в последнее время рынок труда быстро меняется и ставит большие требования именно к уровню образования человека. Это значит, что к системам образования различных стран ставится новые требования в соответствии с изменениями в глобализирующемся мире. С целью улучшения качества образования и его соответствия мировым стандартам, в Узбекистане в системе образования были сделаны большие шаги именно по информатизации данной системы. Более 1500 колледжей и лицеев в соответствии с «Общенациональной программой развития школьного образования в 2004-2009 годах», более 9,5 тысяч школ были обеспечены современной компьютерной и информационной технологией. Сегодня не осталось учебного заведения без компьютера или современной информационной технологии.
Информатизация системы образования будет развивать активность учителя и ученика, усиливать их взаимосвязь в процессе образования. Информатизация системы образования требует от учителя знание не только своего предмета, но и постоянного овладения им новых знаний в области современных технологий. При этом требуется, чтобы учитель в своей деятельности объединял две задачи: обучение учеников новым технологиям и их духовное воспитание. Если овладение новыми технологиями будет способствовать современному прогрессивному развитию личности, то его духовное воспитание обеспечит развитие его национального сознания и самосознания, что и приведет к формированию совершенной личности. Совершенство-качество личности, опирающееся на уровень знания. Знание-основа созидания. По этой причине приоритетной политикой государства Республики Узбекистан является образование и воспитание названной личности.
Успешное развертывание в современных условиях потенциала нашего общества обусловлено не только наличием материальных условий и возможностей, но и способностью субъектов социального развития к созидательной деятельности. В основе деятельности направленной на созидание нового находится инновационное сознание и инновационное мышление. Эти явления, прежде всего, формируются и развиваются в системе образования. Она находится в эпицентре социальной жизни и трансформации ее ценностей.
Из всего вышесказанного следует, что в настоящее время возникла необходимость переход системы образования на инновационную основу. Это требование времени. Модернизация и основанное на ней инновационное сознание и инновационное мышление стало социальной необходимостью. Такое сознание будет способствовать изменению мировоззрения людей и особенно молодежи, в соответствии с развитием в сфере информации, техники и технологии.
Необходимо отметить, что модернизация, формирование мышления на основе модернизации ставит большие задачи и ответственность перед системой образования. Система образования сегодня должна отвечать на современные вызовы, находить новые подходы в образовательной и научной жизни. От этого будет зависеть будущее общества и его членов.
Президент Узбекистана И.А. Каримов, сказал, что именно сфера образования определяет будущее страны, так как от уровня образования и воспитания нашей молодежи зависит то, каким будет завтра наше общество. Поэтому главной целью системы образования должна стать воспитание сознательной, самостоятельной и духовной одним словом, совершенной личности [2;61].. Все это, конечно, будут способствовать улучшению уровня жизни народа и тому, что Узбекистан займет свое достойное место среди экономически развитых стран.
Использованная литература