Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Развитие общих и предметных компетенций студентов, обучающихся по специальности «Технология продукции общественного питания» через исследовательскую деятельность

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Задёра Марина Ивановна, Маар Наталья Юрьевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №10 2015»  (октябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 3142
Показать PDF версию Развитие общих и предметных компетенций студентов, обучающихся по специальности «Технология продукции общественного питания» через исследовательскую деятельность

Задёра Марина Ивановна, преподаватель химии и спецдисциплин

Маар Наталья Юрьевна, преподаватель спецдисциплин

ГБПОУ РО «Октябрьский аграрно-технологический

техникум», Ростовская обл. Октябрьский район, пос. Качкан

Статья посвящена работе преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин по формированию общих и профессиональных компетенций через исследовательскую деятельность

Ключевые слова: исследовательская деятельность студентов, предметные компетенции, общие компетенции

«Никакой человек в мире не родится готовым,

то есть вполне сформировавшимся,

но всякая его жизнь есть не что иное,

как беспрерывно движущееся развитие,

беспрестанное формирование».

В.Г.Белинский.


Глобальные изменения в коммуникационной, информационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования и воспитания, пересмотра прежних ценностных приоритетов.

В инновационном образовательном процессе студент должен иметь высокий образовательный уровень, гибкое мышление, профессиональную мобильность, умение вырабатывать собственную стратегию деятельности, осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для решения профессиональных задач, т.е. обладать определенными федеральными стандартами профессиональными и общими компетенциями.

Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

В Законе «Об образовании в Российском образовании» компетенция рассматривается как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач общих для многих видов деятельности».

Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.

Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника.

Под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности.

В настоящее время все выучить невозможно, так как поток информации очень быстро увеличивается, поэтому особенно важно не только то, что студент знает, но и то, как он воспринимает, понимает информацию, как к ней относится, может ее объяснить и применить на практике.

Одним из направлений деятельности студента, способствующих формированию профессиональных и общих компетенций в образовательном процессе является научно-исследовательская работа.

В условиях образовательного процесса исследовательская деятельность рассматривается как специально организованная, познавательная творческая деятельность обучающихся, целью которой является получение новых для них знаний об объекте исследования, формирование новых способов деятельности и исследовательских умений.

Исследовательская работа – это один из способов формирования профессиональных компетенций специалиста. Она позволяет актуализировать знания по определенной теме, сформировать умение работать с информацией, расширить способы деятельности, развивать самостоятельность, контроль и самоконтроль. Назначение внеаудиторной исследовательской работы – расширить рамки программного материала по дисциплинам с учетом особенностей профессиональной направленности.
В процессе исследовательской работы студенты приобретают следующие умения: общаться с разными людьми во время проведения анкетирования и тестирования; выполнять измерения и представлять их в виде таблиц, графиков, диаграмм; выдвигать гипотезы; описывать и интерпретировать результаты наблюдений; делать выводы и обсуждать результаты; выступать на научных конференциях разного уровня.

Исследовательская деятельность студентов - вид интеллектуальной деятельности, предоставляющая студентам возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать свою точку зрения, опираясь на знание фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
Научно-исследовательская работа организуется в группах студентов технологов общественного питания с целью обеспечения более осознанного и глубокого усвоения учебного материала, приобретения студентами начальных навыков исследовательской работы.
Начинаем овладение технологией проведения исследований с первого курса. Различные формы организации исследовательской работы используем при изучении всех преподаваемых дисциплин. Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Будущий техник-технолог пищевой промышленности сегодня должен обладать высоким профессионализмом и достаточным интеллектуальным уровнем, обеспечивающим возможность перемены трудовых функций в процессе деятельности. Обществу требуется специалист, который хорошо ориентируется во всех вопросах приготовления пищи, в практических вопросах, касающихся изготовления, хранения и отпуска продукции общественного питания.

Я, преподаватель химии, организуя деятельность обучающихся по выполнению учебного исследовательского проекта учитывает следующие условия:

  • наличие актуальной, значимой в исследовательском, творческом аспекте проблемы, которая требует применения интегрированного комплекса знаний и технологии проведения исследовательского поиска для ее решения;

  • познавательная, практическая и теоретическая значимость предполагаемых результатов исследования;

  • самостоятельная познавательно- исследовательская деятельность обучающихся в индивидуальной, парной или групповой форме;

  • структурирование содержательной части проекта с обязательным указанием результатов, полученных на каждом этапе проведения исследования;

  • наличие обобщенных выводов и прогнозирования путей применения.

Формируя компетенции студентов через исследовательскую деятельность, реализуется их субъектная активность.

Использование на уроках исследовательского метода способствует становлению компетентной личности, формированию научного мировоззрения обучающихся, расширяет кругозор, стимулирует саморазвитие, способность к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке, формирует социальный опыт, раскрывает творческий потенциал.

Началом исследовательской деятельности для студента-первокурсника могут стать небольшие исследовательские проекты по общеобразовательным дисциплинам, они могут быть различной тематики, важно, чтобы студент сам выбрал для себя идею исследования и увлёкся ею. Так, например, в 2014 году, студентами 1 курса, был выполнен исследовательский проект «Исследование органолептических свойств и химического состава колбасы». Работа над обозначенной проблемой увлекла ребят, они с удовольствием ставили эксперимент, делали выводы и этими выводами делились с однокурсниками. Не менее важными являются междисциплинарные проекты, напрямую связанные с будущей профессиональной деятельностью. Проект «Наш любимый майонез» проходил в несколько этапов- исследовательская работа о пользе и вреде майонеза, о химическом составе различных майонезов, а затем была представлена творческая часть проекта- «Салаты с майонезом – вкус, качество, состав». Проект был представлен на конференции учебно-исследовательских работ и вызвал интерес не только у студентов, но и у преподавателей.

Применение исследовательского метода позволяет привлечь познавательный интерес к изучаемой дисциплине, достичь высоких результатов в обучении, привлечь студентов к исследовательской деятельности, развить у обучающихся общие и профессиональные компетенции, дать студенту возможность к самореализации в будущей специальности.









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Афанаскина, М. С. Из опыта организации научно-исследовательской работы студентов // Прил. к журн. «СПО». – 2011. – № 2. – С. 139–147.

  2. Белых, С. Л. Управление исследовательской активностью студента: Методическое пособие для преподавателей вузов и методистов / под ред. А. С. Обухова. – Ижевск: УдГУ, 2008.

  3. Болдырева, Л. В. Система научно-исследовательской работы студентов // Специалист. – 2011. – № 10. – С. 21–22.

  4. Гостев А.Г., Киприянова Е.В. Инновационная образовательно-профессиональная среда как фактор внедрения современных технологий обучения. – Екатеринбург, 2008. – 290 с.

  5. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 160 с.

  6. Иванов, Д. А., Митрофанов, К. Г., Соколова, О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиПРО, 2003.

  7. Никонова, И. Г. Организация исследовательской работы студентов // Прил. к журн. «СПО». – 2008. – № 10. – С. 55–68.