Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Смирнова Сабина Сергеевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2023»  (декабрь, 2023)
Количество просмотров статьи: 78
Показать PDF версию РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Смирнова С.С.
преподаватель Ташкентского государственного
педагогического университета им. Низами

ХХI век — век глобальных преобразований, связанных с так называемым «технологическим взрывом». Новые технологии не просто с огромной скоростью внедряются в нашу жизнь — они её резко и стремительно меняют. Сегодня ИКТ позволяет нам быть в курсе всего, что происходит в мире, получать и распространять информацию по всему земному шару в режиме реального времени. В этом есть как плюсы, так и минусы. Несомненно, обилие и свободный доступ к любому виду информации — положительная сторона этого процесса, однако, она же является и отрицательной, т.к. повышается риск получения недостоверных данных. В связи с этим, перед каждым современным педагогом непременно возникает вопрос: как же научить своих студентов выделять из огромного потока информации действительно нужное, актуальное, проверенное?

Известно, что профессиональные функции преподавателя за последние десятилетия значительно изменились. Сегодня педагог должен не просто передавать свои знания и опыт студентам, но и инициировать их самостоятельный поиск и творческое освоение знаний. Только в этом случае преподаватель сможет привить обучающимся навыки правильного отбора учебного материала и грамотной работы с различной информацией.

Несмотря на то, что человек, начиная ещё с раннего возраста, так или иначе взаимодействует и работает с информацией, часто встречаются взрослые, которые всё же не смогли приобрести навыки работы с различного рода литературой, которые не понимают и не могут интерпретировать прочитанное, не способны искать дополнительную качественную информацию по интересующей их теме. Соответственно, при проведении занятий в высших учебных заведениях необходимо уделять внимание не только приобретению студентами специальных знаний по определенной дисциплине, но и развитию их информационной грамотности, т.к. навык продуктивной работы с информацией — залог личностного и профессионального развития и успешной жизни в мире будущего.

В процессе развития информационной грамотности студентов немалое значение должно иметь функциональное чтение, ведь без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Владение навыками функционального чтения особенно важно для будущих преподавателей русского языка и литературы, в том числе — для студентов, которые будут преподавать русский язык и литературу в иноязычных классах или группах.

Под функциональным чтением понимают процесс вдумчивого чтения, цель которого заключается в нахождении информации для решения определенной задачи.

Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками (рис. 1):


Рис. 1. Читательские навыки

Навыки функционального чтения начинают формироваться с самого детства. Однако их уровень на момент начала обучения в высшем учебном заведении не всегда бывает достаточно высок, что значительно усложняет процесс получения и усвоения новых знаний.

В качестве одной из технологий, помогающих развивать читательские навыки студентов, можно представить технологию развития критического мышления (ТРКМ), авторами которой являются Д. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл. Данная технология ведет к тому, чтобы студенты научились «вдумчиво относиться к происходящему» [3] и обрабатывать информацию по следующему принципу (рис. 2):


Рис. 2. Алгоритм технологии развития критического мышления

Необходимость проведения занятий с использованием современных педагогических технологий обусловлена тем, что далеко не все задачи, поставленные сегодня перед системой образования, можно решить с помощью традиционной формы обучения. Сравнение учебных занятий с использованием традиционного и инновационного подходов показывает, что первый подход решает, как правило, образовательные задачи, дает обучаемому хорошо аргументированный, логически выстроенный учебный материал, соответствующий программным требованиям по дисциплине, дает знания. Однако проблема развивающего обучения здесь часто остается вторичной. К тому же традиционная форма построения образовательного процесса зачастую формирует лишь репродуктивное знание. Оно, безусловно, имеет свою ценность, так как никто не ставит под сомнение наличие «багажа» определенных фактических знаний. Но куда более ценным является то знание, которое человек поставил себе целью получить сам, добытое его собственным трудом, то знание, которым можно поделиться с другими без опасения быть непонятым. ТРКМ с большим разнообразием ее методов и приемов позволяет учесть эту особенность усвоения информации. Варьируя предложенные методы и приемы, педагог может добиться желаемого результата. Параллельно с этим у обучаемого формируются навыки самостоятельной работы с информацией [2, с. 11].

В рамках преподавания дисциплины «Пропедевтический курс русской литературы» нами были апробированы следующие приёмы технологии критического мышления, положительно влияющие на развитие читательской грамотности (табл. 1).

Таблица 1

Стадия ТРКМ Методический приём Результат
1. Стадия вызова Логическая цепочка. Художественный текст небольшого объема разрезается на полоски по абзацам, которые раскладываются в заведомо нарушенной последовательности. Задача студентов — собрать все части текста в правильном порядке. Студенты первично знакомятся с текстом, охватывая общий смысл содержания
2. Стадия осмысления Инсерт — интерактивная система пометок на полях для эффективного чтения и отслеживания собственного понимания читаемой информации [1, с. 12]. Задача студентов — чтение данного текста с использованием пометок («˅», «+„, “-„, “?») с дальнейшим составлением обобщающей таблицы. Студенты внимательно читают текст, отслеживают собственное понимание прочитанного
3. Стадия размыш-ления Концептуальная карта — графический способ представления и связывания мыслей [1, с. 15]. Задача студентов — визуально упорядочить полученную информацию и показать связь между поднятыми в тексте вопросами и собственными мыслями. Студенты акцентируют своё внимание на ключевых моментах, графически излагают свои мысли, идеи, связывают их со специальными символами-ассоциациями, что помогает систематизировать полученную информацию

Учитывая вышеизложенное, нам представляется важным в ходе развития читательской грамотности студентов вести деятельность по следующим направлениям:

— формировать систему осознанных установок на значимость читательского развития — фактора личностного роста и успешности в жизнедеятельности;

— совершенствовать навыки аналитического чтения, помогающие пониманию и интерпретации текста;

— сместить акцент с формирования предметных знаний на развитие умения применять их на практике;

— формировать навыки критического мышления для развития умений подвергать сомнению факты и выводы, и высказывать аргументированную точку зрения в отношении прочитанного;

— обращать внимание студентов на необходимость извлечения уроков из прочитанного и возможного применения их в личной жизни.

Список литературы

1. Мусина Р.Г. Интерактивные методы и приёмы обучения. Терминологический словарь. — Ташкент, 2007. — 30 с. — С. 12.

2. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Учебно-методическое пособие. — СПб., 2017. — 144 с.

3. Смирнова И.В. Понятие критического мышления в современной педагогической науке // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 5. — С. 79.