Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Развитие метапредметного результата «Смысловое чтение» на уроках математики в основной школе.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Болсуновская Ольга Валерьевна
Рубрика: Физико-математические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №10 2016»  (октябрь)
Количество просмотров статьи: 2943
Показать PDF версию Развитие метапредметного результата «Смысловое чтение» на уроках математики в основной школе.

Болсуновская Ольга Валерьевна
Учитель математики МБОУ «СОШ №10» г. Абакана
E-mail: obolsunovskaya@mail.ru

Метапредметный результат «Смысловое чтение» включает в себя целый ряд умений и навыков, составляющих данный результат. Опираясь на статью «Смысловое чтение» под редакцией О.С. Таизовой, из сборника «Мониторинг метапредметных результатов в основной школе» под редакцией Имакаева В.Р., можно выделить следующие умения:смысловое свертывание (умение конспектировать (включая тезисы); умение выделять отдельные фрагменты текста);оценка информации (умение соотнести содержащуюся в тексте (текстах) информацию; умение соотнести информацию текста с имеющимся опытом, своими (чужими) представлениями; умение выделить факты и мнения в тексте, сомнительную, второстепенную (уточняющую, поясняющую, др.) информацию; умение считывать свое эмоциональное состояние при прочтении текста и определить причины такого состояния); интерпретация и преобразование ( умение аннотировать , умение резюмировать, умение находить в тексте доводы в подтверждение своего мнения, умение сделать выводы из сформулированных посылок, умение сделать заключение в намерении автора (главной мысли текста, проблемы текста, авторского отношения к проблеме), умение «считать» душевное состояние, позицию, мотивы поведения действующих лиц).

Возникает вопрос, как развивать данный метапредметный результат на уроках математики, используя математику как средство, и в то же время, повышать качество преподавания математики, повышать интерес к математике, через применение навыков смыслового чтения. Какие методы и приемы нужно для этого использовать?

Из всего многообразия умений, составляющих смысловое чтение, выберем те, которые наиболее подходят для применения на математике: умение конспектировать, умение выделять отдельные фрагменты текста, умение соотнести содержащуюся в тексте (текстах) информацию, умение соотнести информацию текста с имеющимся опытом.

· Умение конспектировать.При традиционном подходе в обучении часто использовалось конспектирование параграфа учебника. Но в учебниках математик материал представлен и так достаточно сжато, основные мысли выделены цветом или шрифтом, либо рамкой. Исходя из этого, для развития умения конспектировать, необходимо использовать статьи не из учебника. Основным источником информации у детей на сегодняшний день является интернет. Поэтому и тексты для конспектирования можно брать с различных сайтов. Тематика текстов должна быть связана с определенной математической темой.

· Умение выделять отдельные фрагменты текста. Это умение хорошо проверяется на том, как дети могут составить план текста, фрагментировав текст и дав название каждой части.

· Умение соотнести содержащуюся в тексте (текстах) информацию. Часто бывает, что при поиске информации мы обращаемся к нескольким источникам, написанным в разных стилях, с разным оформлением, разным языком (научным, публицистическим, детским). Надо уметь соотнести информацию об одном и том же, но представленную в разных источниках.

· Умение соотнести информацию текста с имеющимся опытом. Для полного усвоения информации необходимо, чтобы возникла прочная связь между новым и старыми знаниями, представлениями, опытом, тогда будет обеспечена системность знаний. Какие виды работы с текстом можно использовать на уроках математики, для формирования смыслового чтения? Ниже предложены два вида работ: выполнение заданий по тексту, создание нового текста.

· Выполнение заданий по тексту подразумевает, что дети работают с несколькими источниками информации в текстовой форме, в этих текстах предложена информация на одну тему, но в разной форме и с разными дополнениями. Причем, присутствует информация, ранее не знакомая детям (информация с избытком). Ну и так как речь идет об уроке математики, то в одном из текстов должны быть сформулированы задания практической направленности. Задания по текстам могут иметь следующую направленность: запись непонятных математических символов, запись частей текста, содержащих новую информацию, запись частей текста, содержащих информацию, противоречащую имеющимся знаниям, формулирование и запись тем, в которых есть недостаток информации, для выполнения того или иного задания.

Смысловое чтение является одним из самых важных умений, которыми должен владеть человек. При решении любой текстовой задачи ребенок должен владеть смысловым свертыванием информации (на этапе создания краткой записи), оценки информации (на этапе анализа данных и для создания математической модели, на этапе анализа, полученных в ходе вычислений, результатов). Но развивать это умение можно не только при решении текстовых задач, но и при работе с теорией.