Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Муругова Ирина Анатолиевна –
к.э.н., доцент кафедры «Банковского учета и аудита»,
Рустамов Беҳзоджон Азизжон ўғли –
магистрант 1 курса по направлению «Банковское дело»,
Ташкентский Финансовый институт.
В Узбекистане происходят структурные преобразования экономики, поддерживаются частное предпринимательство с одновременным сокращением присутствия государства. Решение этой задачи невозможно без масштабной мобилизации инвестиционных ресурсов.
Уже с конца 90-х годов ХХ века в Узбекистане стала проводиться достаточно жесткая денежно-кредитная политика, обеспечившая снижение темпов инфляции и создавшая условия для оздоровления финансовой сферы. В целях создания максимально благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов, осуществляющих прямые вложения в развитие высокотехнологичных производств, усиления стимулирования привлечения иностранных инвестиций и современных технологий в регионы республики был принят ряд нормативно-правовых документов.
Основной правового регулирования в области привлечения инвестиций в Республике Узбекистан являются законы «Об иностранных инвестициях», «Об инвестиционной деятельности», «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» и другие. Следует также отметить указы Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций»[1], «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых иностранных инвестиций» [2],постановление Президента «О мерах по совершенствованию процесса привлечения и освоения иностранных инвестиций и кредитов» [3]и постановление Кабинета Министров «О мерах по совершенствованию системы привлечения и эффективного использования средств международных финансовых институтов, зарубежных правительственных финансовых организаций и стран-доноров» [4]. Эксперты отмечают, что с их принятием в республике значительно улучшилась правовая среда для инвестиционной деятельности, что благоприятно отразилось на инвестиционном климате страны и масштабах притока иностранного капитала в национальную экономику.
Данные документы устанавливают широкую систему гарантий, льгот и преференций для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями. Запрещается установление министерствами, ведомствами, государственными органами на местах, правоохранительными и контролирующими органами, коммерческими банками дополнительных требований и ограничений, связанных с деятельностью иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями.
В некоторых случаях на основе заключаемых инвестиционных договоров иностранным инвесторам могут быть предоставлены дополнительные гарантии и меры защиты прав при инвестировании в:
приоритетные отрасли, обеспечивающие прогрессивные структурные изменения экономики страны;
приоритетные проекты, реализация которых направлена на укрепление и расширение экспортного потенциала республики;
проекты в сфере малого предпринимательства, которые ориентируют деятельность хозяйствующих субъектов на глубокую переработку сырья и материалов, производство потребительских товаров и услуг, обеспечение занятости населения.
С 2012 г. в развитии национального законодательства начинается новый этап, характеризующийся повышенным вниманием к вопросам формирования рамочных условий для бизнеса. Так, важным механизмом в дальнейшем улучшении инвестиционного климата стал Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству» [5]. Данный нормативный акт направлен на кардинальное улучшение деловой среды, создание наиболее привлекательных условий для осуществления предпринимательской деятельности, сокращение, упрощение и повышение уровня прозрачности всех видов процедур, связанных с деятельностью предприятий, внедрение общепринятой в мировой практике системы критериев оценки условий ведения бизнеса и на этой основе дальнейшее повышение международного рейтинга уровня делового и инвестиционного климата страны.
Наряду с общеустановленными таможенными и налоговыми льготами, принятыми в Республике Узбекистан, введен ряд преференций, предоставляемых предприятиям определенных отраслей экономики, привлекающим прямые, частные иностранные инвестиции. Данные хозяйствующие субъекты освобождаются от уплаты налога на прибыль юридических лиц, налога на имущество, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий, обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд.
В результате принятых мер Узбекистан в 2015 году по авторитетному международному рейтингу, характеризующему условия ведения бизнеса, повысился на 16 пунктов и занял 87 место среди 189 стран мира. Как отмечено в докладе Всемирного банка, республика в настоящее время входит в первую десятку стран, которые за последний год достигли наилучших результатов в сфере деловой среды [6].
Реализация этих мер благоприятно отразилась на динамике основных показателей, характеризующих привлечение в национальную экономику иностранных инвестиций. В 2014 году объем инвестиций в основной капитал вырос на 9,6% к 2013 году и составил 33,7 трлн сум. При этом свыше 20% всех капитальных вложений, или более 6,8 трлн сум, составили иностранные инвестиции и кредиты.
Рис.1.Динамика роста инвестиций в основной капитал.
в том числе иностранных инвестиций и кредитов (трлн сум.)
Необходимо отметить, что в 2015 г. особое внимание уделялось реализации мер, направленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики. При этом важнейшими задачами являлись осуществление масштабной диверсификации производства в целях продвижения отечественной продукции на внешние рынки, создание новых высокотехнологичных производств. Обеспечивалось опережающее развитие тех отраслей, которые могут стать локомотивами экономического роста. Важнейшими целями являлось также устранение преград и ограничений, предоставление полной свободы на пути развития частной собственности и частного предпринимательства, выравнивание условий конкуренции для предприятий всех форм собственности ( в том числе – по уровню налогообложения).
В результате реализации принятых мер в 2015 г. в Узбекистане было освоено инвестиций за счет всех источников финансирования в эквиваленте 15,8 млрд долл. США, или с ростом против 2014 года на 9,5%. При этом более 3,3 млрд долл или свыше 21% всех инвестиций –это иностранные инвестиции, из которых 73% составляют прямые иностранные инвестиции. Необходимо отметить что 67,1% от всех инвестиций было направлено на производственное строительство. Это позволило в 2015 г. обеспечить ввод 158 крупных производственных объектов общей стоимостью 7,4 млрд долларов [7].
В целях продолжения масштабных преобразований в республике действует Программа дальнейшего реформирования, структурных преобразований и диверсификации экономики на 2015-2019 годы, которая включает в себя меры по обеспечению надежной защиты частной собственности, внедрению современных методов корпоративного управления, модернизацию и диверсификацию производства.
Список литературы
О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций: Указ Президента Республики Узбекистан № УП – 3594 от апреля 2005 года.URL: http://www.lex.uz
О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых иностранных инвестиций: Указ Президента № УП – 4434 от 10.04.2012 г. URL: http://www.lex.uz
О мерах по совершенствованию процесса привлечения и освоения иностранных инвестиций и кредитов: Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП – 927 от 24.07.2007. г.URL: http://www.lex.uz
О мерах по совершенствованию системы привлечения и эффективного использования средств международных финансовых институтов, зарубежных правительственных финансовых организаций и стран-доноров: Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 229 от 12.08.2009 г.
О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству : Указ Президента № УП-4455 от 18.07.2012 г. URL: http://www.lex.uz
URL: http://www.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2016/