Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Нуйкина Наталия Александровна
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Павловский лицей имени В.А. Нарывского»
Оренбургская обл., Оренбургский р-н, с. Павловка
Работа с текстом — один из способов развития функциональной грамотности учащихся. В обучении функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка особое место в учебном процессе занимает текст.
Функциональная грамотность представляет собой способность применять знания и умения для решения разнообразных жизненных задач.
Русский язык занимает важное место в образовательной системе, являясь одним из ключевых предметов гуманитарного цикла. Однако анализ текущего состояния преподавания показывает, что школа не в полной мере справляется с задачей формирования функциональной грамотности у учащихся. Это касается не только орфографической и пунктуационной зоркости, но и навыков устной и письменной речи.
Одной из проблем является то, что теоретические темы часто рассматриваются изолированно, что не способствует развитию практических умений. Это разобщение теории и практики приводит к тому, что учащиеся не могут эффективно применять полученные знания в реальных ситуациях. В связи с этим, одной из главных задач современного педагога становится создание условий для формирования функциональной грамотности у школьников.
К основным характеристикам функционально грамотного человека можно отнести независимость, стремление к познанию и умение взаимодействовать с другими людьми, а также наличие определенных качеств и ключевых компетенций. В условиях современного общества обучение чтению и письму в школе должно выходить за рамки традиционных академических целей. Оно должно включать в себя функциональные и практические аспекты, которые помогут детям адаптироваться к реальной жизни и трудовой деятельности.
На начальном этапе обучения особенно важно развивать у каждого ребенка мыслительные навыки, используя различные логические приемы, такие как [3, c. 61]:
— анализ — умение разбирать информацию на составные части;
— синтез — способность объединять разрозненные элементы в целостное понимание;
— сравнение — нахождение сходств и различий между объектами;
— обобщение — выделение общих признаков из множества конкретных случаев;
— умозаключение — выводы, основанные на логическом рассуждении;
— систематизация — упорядочивание информации по определённым критериям;
— отрицание — способность критически оценивать информацию и отказываться от ложных утверждений;
— ограничение — выделение ключевых аспектов из общего контекста.
Работа с текстом на уроках русского языка может принимать различные формы, включая чтение, анализ, обсуждение и создание текстов. Каждая из этих форм имеет свои особенности и цели, способствуя развитию различных аспектов функциональной грамотности.
Стоит сказать, что сама работа с текстом строится на следующих методах:
— чтение с осмыслением — этот метод включает в себя активное чтение, где учащиеся задают вопросы к тексту, делают заметки и выделяют ключевые идеи. Это способствует более глубокому пониманию материала [1, c. 14].
— анализ текста — учащиеся могут работать в группах, обсуждая структуру текста, его основные идеи, художественные средства и стиль. Это развивает навыки критического мышления и командной работы;
— создание собственных текстов — включает письменные задания, такие как эссе, рецензии или творческие работы, помогают учащимся применять полученные знания на практике, развивая навыки самовыражения и аргументации;
— использование мультимедийных ресурсов, т.е. включение видео, аудио и визуальных материалов в работу с текстом делает уроки более интерактивными и помогает учащимся лучше усваивать информацию.
В контексте уроков русского языка работа с текстом выступает ключевым инструментом для формирования и развития этой грамотности.
Работа с текстом занимает центральное место на уроках русского языка и литературы, начиная с пятого класса. В этом процессе используются не только учебные тексты из пособий, но и материалы, предложенные как учителем, так и самими учениками. Когда у ребят возникает интерес к исследованию определённого текста, они могут самостоятельно предложить его для обсуждения, что способствует активному вовлечению в учебный процесс.
Нередко многие ученые обогащают грамматические задания учебника дополнительными упражнениями, которые направлены на развитие навыков восприятия текста. Таким образом, я стремлюсь интегрировать функциональное чтение в процесс решения грамматических задач.
Например, начиная с пятого класса, ученики учатся определять тему, основную мысль и ключевые слова текста.
В пятом и шестом классах ключевым аспектом обучения является развитие у детей навыка гибкого чтения. Задания, которые предлагаются, варьируются по уровню сложности и могут включать в себя следующие элементы: определение количества частей текста, формулирование вопросов к каждой из них, составление плана, а также выявление основной мысли текста и её соотнесение с темой урока. Важно также научить учеников извлекать новую информацию из текста и формулировать его центральную идею.
На шестом и седьмом классах они уже могут формулировать проблемные вопросы к тексту и отвечать на них, опираясь на его содержание.
Развитие речевого механизма может быть достигнуто через выполнение заданий, связанных со свободными диктантами и изложениями художественных произведений. Ученики учатся делать подробные и сжатые пересказы, а также составлять устные рассказы в художественном стиле, опираясь на заданные слова и словосочетания. Используются различные виды сочинений — повествования, рассуждения и описания — чтобы развивать навыки письменной учебно-научной речи. Также важным элементом является редактирование художественных текстов, что способствует формированию письменной разговорной речи с элементами художественного стиля.
С переходом в седьмой класс работа по развитию функциональной грамотности продолжается. Изучаются тексты различных типов и стилей, уделяя особое внимание публицистическому стилю [2, c. 49]. Задания становятся более сложными: например, ученикам предлагается подчеркивать слова, которые указывают на принадлежность текста к определённому стилю, а также готовить устные рассказы о текстах с использованием заранее подготовленного плана. Они учатся извлекать слова и предложения из газетных статей, которые подчеркивают публицистический стиль, и подробно излагать тексты этого жанра.
В восьмом и девятом классах задания по формированию функциональной грамотности предполагают подготовку сообщений в учебно-научном стиле, например, об орфограммах-контактах, с использованием плана и таблиц. Ученики учатся определять тему, тип и стиль текста по заглавию и началу. Таким образом, на протяжении нескольких лет ведется целенаправленная работа по формированию у учащихся лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции, что является основой их успешной учебной деятельности и дальнейшей жизни.
Рассмотрим подробнее работу над текстом на примере работы с орфографией. Развитие функциональной грамотности неразрывно связано с орфографической грамотностью, которая является важным аспектом обучения языку. Формирование орфографических навыков представляет собой сложный и длительный процесс, что обуславливает особое внимание к орфографии в школьной программе по русскому языку. Для успешного освоения орфографии необходимы определённые условия:
— высокий уровень научного подхода к преподаванию орфографии;
— установление связи между развитием речевых навыков и усвоением орфографических правил;
— знание самих правил орфографии;
— освоение схем применения этих правил, включая умение проводить орфографический разбор, что способствует их практическому применению;
— регулярные упражнения, направленные на отработку навыков применения орфографических норм
Умение выявлять орфограммы является ключевым при использовании всех орфографических правил и часто обозначается как орфографическая зоркость. Учащихся необходимо обучить определять орфограммы в различных контекстах. Приведем примеры упражнений, способствующих развитию орфографической зоркости, т. е. содействующие тому, что школьники учатся обнаруживать (определять) орфограммы по их опознавательным признакам:
— найти в данном тексте изученные орфограммы (устно или письменно);
— записать тексты, подчеркнув изученные орфограммы;
— подобрать слова с той же орфограммой, которая имеется в данном примере;
— сгруппировать орфограммы (устно или письменно);
— списать текст с пропуском тех букв, написание которых вызывает затруднение.
Таким образом, на каждом уроке русского языка происходит целенаправленная работа по развитию навыков функционального чтения, что позволяет ученикам не только усваивать материал, но и развивать критическое мышление и умение анализировать информацию.
Список литературы:
1 Адаева О.Б. Формируем читательские умения: учебно-методическое пособие для высших учебных заведений / О.Б. Адаева. — Челябинск : ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2022 — 64 с.
2 Бикмаева, Л.E. Русский язык : учебное пособие / Л.У. Бикмаева, Ю. А. Ермолаева, Л.А. Иванова. — Уфа : Изд-во УГНТУ, 2023. — 162 с.
3 Палжанова, М. Ш. Развитие функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы / М. Ш. Палжанова // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С.