Евразийский
научный
журнал

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Психологические трудности педагогов в инклюзивном образовании

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Донцова Ксения
Рубрика: Психологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2022»  (май, 2022)
Количество просмотров статьи: 104
Показать PDF версию Психологические трудности педагогов в инклюзивном образовании

Донцова Ксения
Студентка 5 курса МПГУ
E-mail: ksushadontsova@yandex.ru

Гуманизация образования на современном этапе развития общества привела к пониманию необходимости создания подходящих условий и доступа к получению образования всех категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно поэтому система образования претерпевает изменения, которые направлены на работу с детьми с особыми образовательными потребностями. В настоящее время образование человека с ОВЗ отражает термин «инклюзия», который означает необходимость адаптации обучения к потребностям обучающегося. Инклюзивное образование подразумевает обеспечение доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Следовательно, инклюзивное образование — это организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от любых особенностей, включены в общую систему образования.

Но для того, чтобы качественно реализовывать инклюзивное образование в общеобразовательных учреждениях необходимы квалифицированные кадры. Учитывая скорость изменений и стремительное внедрение инклюзии в сферу образования, педагоги испытывают большое количество психологических трудностей в процессе обучения детей с ОВЗ. Было проведено исследование, целью которого было изучить и описать самые распространенные психологические сложности, с которыми сталкиваются преподаватели. В исследовании приняли участие двадцать пять педагогов из трех разных школ. Все ответы были систематизированы, и были выявлены самые распространенные первопричины психологических трудностей педагогов в обучении детей с ОВЗ.

Самым частым ответом стало «отсутствие опыта, теоретических и методических знаний работы с детьми с ОВЗ.». Соответственно, можно сказать, что пагубней всего на педагогах сказывается их неподготовленность к тому, что они будут обучать детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования. Преподаватели испытывают страх, нерешительность, тревогу, стресс, из-за того, что не имеют нужных компетенций для преподавания детям с особыми образовательными способностями.

Вторым по частоте ответов стала «нехватка времени для обучения ребенка с ОВЗ». Медленный темп работы ребенка с ОВЗ и невозможность организации индивидуальных занятий с ребенком — все это приводит к тому, что нагрузка учителя повышается, время подготовки к занятиям и время на объяснение материала ребенку с ОВЗ выходят за рамки его обычного рабочего расписания. В связи с этим повышается уровень усталости, раздражения и апатии преподавателя.

Следующими по востребованности ответами стали: «особенности ребенка не позволяют ему эффективно усваивать материал» и «ребенок с ОВЗ может серьезно навредить себе или другим в случае приступа агрессии или расстройства». В первом случае, учитель может сталкиваться с тем, что какие бы усилия он не предпринимал для того, чтобы ребенок с ОВЗ полноценно и качественно усваивал материал (например, дополнительное время, адаптированные наглядные материалы, разнообразные методы обучения, взаимодействие с родителями и тд.) они все могут не помочь ему достигнуть желаемой цели. В этот момент у учителя может повыситься уровень психологического стресса, усилиться неуверенность в собственных силах и компетенции, расстройство, агрессия. Во втором случае, педагог может сталкиваться в своей работе с обучающимися с ОВЗ с яркими и неконтролируемыми вспышками эмоций, которые обусловлены состоянием физического или психологического здоровья ребенка. В такие моменты обучающийся может случайно навредить себе или другим, и из-за таких ситуаций педагог может испытывать постоянный страх и тревогу в работе с ребенком с ОВЗ.

Четвертым по частоте ответов стал «отказ родителей сотрудничать с педагогом для более эффективного обучения ребенка с ОВЗ». В качественной реализации инклюзивного образования очень важным фактором является сотрудничество родителей ребенка с ОВЗ и педагога. Следовательно, при отказе родителей идти на контакт и помогать в обучении и адаптации ребенка, на преподавателя ложится дополнительная ответственность в том, чтобы помочь обучающемуся стать образованным и максимально включенным в общество. И не всегда педагог может справиться с этой задачей в одиночку и поэтому видимых изменений не происходит. Из-за этого учитель может чувствовать свое бессилие, досаду, расстройство, гнев и апатию.

Пятыми по популярности ответами стали: «ученик с ОВЗ требует много внимания, поэтому не хватает внимания другим обучающимся», «необходимость в адаптации учебных материалов к работе ребенка с ОВЗ» и «отсутствие ребенка на общих уроках». Все эти трудности связаны с построением урока, который должен быть хотя бы приблизительно одинаково продуктивным как для ребенка с ОВЗ, так и для нормативно развивающихся учеников. Инклюзивное обучение предусматривает особые условия для включения ученика с ОВЗ в общеобразовательный процесс, это касается: особых методик преподавания, учебных материалов, расписания и присутствия ребенка на общих занятиях. Необходимо учитывать все необходимые условия, уметь их выполнять и, следуя им, работать. Как и любой новый опыт, это бывает непросто. Поэтому педагоги сталкиваются с растерянностью, бессилием, стрессом, тревогой.

Следующие два ответа были даны двумя преподавателями каждый. Первый ответ звучит как: «продуктивность ребенка с ОВЗ на уроке зависит от внешних факторов», второй ответ: «частая или долгая болезнь ребенка с ОВЗ мешает продуктивному образовательному процессу». Оба ответа касаются тех условий, на которые педагог не имеет собственного влияния или воздействия, т.е. от преподавателя ничего не зависит. Если обычный ученик может отвлечься или заболеть, то это в большинстве случаев не приводит к большим и сложным последствиям, так как учитель может быстро вернуть его внимание, а болезнь пройти согласно определенным нормативным срокам. То в случае с учеником с ОВЗ все иначе, так как внешние условия могут иметь очень большое влияние на его психологическое состояние или состояние здоровья. Из-за условий, на которые учитель не может повлиять, но которые являются причиной низкого качества обучения ребенка, педагог может испытывать стресс, бессилие, апатию, печаль.

И зафиксировано несколько ответов, которые давали преподаватели единолично: «сложности в продуктивном общении с ребенком с ОВЗ», «ребенка с ОВЗ отдали в школу слишком рано», «абсолютное отсутствие мотивации у ребенка с ОВЗ к обучению», «в случае эмоционального приступа или истерики ребенок с ОВЗ может повредить школьное оборудование». Все эти трудности имеют для педагогов последствия в виде психологически трудных состояний и эмоций, с которыми тяжело совладать и справиться самостоятельно.

Делая вывод, можно сказать, что педагоги сталкиваются с большим количеством психологических сложностей в процессе обучения детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования. И для качественного внедрения новой системы необходимы: теоретическое, методическое и психологическое сопровождение преподавателей; наличие дополнительного квалифицированного сотрудника (тьютора, логопеда, медработника и т.д.); наличие адаптивных учебных материалов; «безбарьерная среда» в образовательном учреждении; помощь в коммуникации с родителями ребенка с ОВЗ. Внедрение и обеспечение этих факторов и условий позитивно скажутся на психологическом состоянии педагогов, что поможет им качественно реализовывать обучение детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования.