Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Гусаков Станислав Игоревич
помощник Камышинского городского
прокурора Волгоградской области
магистрант
направления подготовки "Юриспруденция"
ФГАО УВО
"Волгоградский государственный университет"
E-mail: stas00086@yandex.ru
Федеральным законом от 30.04.2010 № 69 — ФЗ законодатель внес изменения в уголовно — процессуальный кодекс Российской Федерации, введя новый институт права для российского законодательства, созданный для борьбы с волокитой на всех стадиях уголовного судопроизводства. Так, ч.1 ст.6.1 УПКРФ установлено, что уголовное судопроизводство осуществляется в разумный срок, в который включен период с момента начала осуществления уголовного преследования до момента его прекращения или вынесения обвинительного приговора.
С целью осуществления реализации данного института права, генеральной прокуратурой Российской Федерации издан приказ № 276 от 12.07.2010 "Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.
Из всех направлений прокурорского надзора, именно надзор за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве является приоритетным направлением деятельности органов прокуратуры в Российской Федерации.
Данные вопросы периодически выносятся на обсуждение коллегий прокуратуры Волгоградской области, помимо этого рассматриваются в рамках координационных совещаний и межведомственных рабочих групп.
В рамках надзорных мероприятий выявляются многочисленные факты вынесения незаконных решений об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении производства или прекращении уголовных дел и уголовного преследования, несвоевременного проведения дополнительных проверочных мероприятий после отмены необоснованных и преждевременных процессуальных решений, основная часть которых приходится на подразделения дознания МВД России по области. При этом волокита допускается должностными лицами не только на местах, но и в аппаратах правоохранительных органов, что свидетельствует об отсутствии системного ведомственного контроля.
В частности, в 2016 году отменено более 33 тыс. постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела с последующим возбуждением свыше 3 тыс. уголовных дел; по 4,7 тыс. материалов процессуальных проверок незаконные и необоснованные решения об отказе в возбуждении уголовного дела отменялись 2 раза и более.
В работе региональных органов предварительного расследования, в частности органов дознания, не изжита практика проведения основного массива следственных действий незадолго до окончания процессуального срока по делу, что влечет за собой возбуждение ходатайств о продлении срока предварительного расследования в отсутствие на то объективных причин. К примеру, в 2016 году отсутствие надлежащего ведомственного контроля почти в
Помимо этого, исходя из смысла уголовно-процессуального закона, обстоятельства, связанные с организацией работы органов предварительного расследования, не могут приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумного срока осуществления уголовного судопроизводства.
Об отсутствии должного ведомственного контроля за приостановлением производства по уголовным делам также свидетельствует и тот факт, что после отмены необоснованных постановлений о приостановлении предварительного расследования в 2016 году в суд для рассмотрения по существу направлены свыше 1,1 тыс. уголовных дел.
Все изложенное свидетельствует о необходимости активизации прокурорского надзора на данном направлении в целях принятия исчерпывающих мер по обеспечению прав граждан на доступ к правосудию в разумный срок.