Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Процессный подход в управленческой реализации строительных проектов

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Савельева Анна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2016»  (ноябрь)
Количество просмотров статьи: 2276
Показать PDF версию Процессный подход в управленческой реализации строительных проектов

Унтов Роман Юрьевич,
зам. генерального директора ООО «Инжстрой»
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы
E-mail: untov@intmail.net

Аннотация. В условиях бурного экономического роста основной чертой был постоянно растущий спрос — именно благодаря нему производители имели преимущество над покупателем. Это привело к тому, что каждый клиент стал уникальным и начал требовать определенного подхода — производитель больше не мог вывести на рынок «приемлемый продукт для среднего клиента», и влияние на рынке перешло от продавца к покупателю. Это условие вызвало взрыв глобальной конкуренции. Теперь, чтобы оставаться конкурентоспособной, компания должна быть в состоянии быстро реагировать на происходящие изменения.

Ключевые слова: строительство, развитие, управление, реализация.

Abstract. In conditions of rapid economic growth the main feature was the growing demand — it is thanks to his producers had an advantage over the buyer. This led to the fact that each client was unique and began to demand a certain approach, a manufacturer could bring to market «an acceptable product for the average customer» and the impact on the market has passed from the seller to the buyer. This condition caused an explosion of global competition. Now, in order to remain competitive, the company must be able to react quickly to changes.

Keywords: construction, development, management, implementation.

С начала 80-х годов на Западе началась эра контроля и управления качеством, первыми в стандарт BS5750 попыталась свести успешный опыт Японцев Великобритания, вскоре Международная Организация по Сертификации (ISO), разработала стандарты серии 9000, которые привлекли к себе массовое внимание, и получили уже широкое международное признание. По всему миру были созданы различные институты и фонды (Европейский фонд управления качества EFQM, Британский Фонд Качества BFQ) [2, с. 202].

Соблюдение основных положений Всеобщего управления качеством (TQM) будет прямым или косвенным образом влиять на совершенствование процессов компании. Рассмотрим на примерах:

Клиентоориентированность. Определяет ценность, производимую процессом. Любые действия, предпринимаемые руководством в отношении компании (применение стратегий развития, повышение квалификации сотрудников, реновация оборудования, развитие сети коммуникаций) наполняет смыслом и ценностью исключительно конечный потребитель. Каждый реализуемый этап процесса функционирования системы должен создавать стоимость для конечного потребителя.

Вовлеченность всех работников. Все участники процесса должны вносить вклад в его совершенствование. Для этого необходимо создавать соответствующий климат на рабочем месте, который раскрывал бы потенциал каждого работника [1, с. 78]. Инициатива при этом должна идти снизу вверх, от конкретного исполнителя, знающего все нюансы своей работы. Важно, чтоб при этом он не встреча препятствий на пути продвижения инициативы. Процессу данная иерархия может быть непонятна и не интересна, для него важен путь к результату [4, с. 63].

Ориентированность на процессы. Это является основной частью учения, TQM основан на «процессном мышлении». В большинстве стандартов процесс определяется как «последовательность шагов, которые превращают входы от поставщиков ресурсов в выходы от потребителей». А уточнение этих шагов, контроль показателей производительности, локализация отклонений и определение их причин, принятие мер к их устранению — это и есть управление качеством.

Интегрированная система. Хотя классическая организационная структура предприятия вертикальна, так как имеет функциональную специализацию и, следовательно, структурирована по подразделениям, основную суть TQM составляют проходящие горизонтальные процессы, объединяющие разрозненные функции в осмысленные с точки зрения конечного потребителя процессы. То есть реализация стратегии компании находится в прямой зависимости от правильно интегрированных горизонтальных процессов.

Стратегический и системный подход. Стратегический и системный подход к видению целей компании, к достижению ее миссии является одним из важнейших и неотъемлемых частей управления качеством [3, с. 75].

Постоянное совершенствование. В своих положениях TQM утверждает, что компании, чтобы стать эффективной, конкурентной и удовлетворять требованиям стейкхолдеров, необходимо постоянно совершенствоваться, а именно быть достаточно конструктивной и креативной в поиске путей достижения поставленных целей.

Оперативное принятие решений. Для принятия оперативных обоснованных и корректных решений в определенный момент времени требуется большое количество разнообразной и точной информации. Процесс управления качеством подразумевает, что сбор данных осуществляется постоянно на разных участках процессов, включая самые критические. То есть для осуществления сбора актуальной информации, требуемой для принятия того или иного решения, не требуется дополнительного времени на сбор недостающей информации.

Коммуникации. Учитывая, что в ходе управления в процессах происходят постоянные изменения, нельзя недооценивать роль коммуникаций в управлении компанией. Каналы коммуникаций, реализованные параллельно с основными процессами компании, в направлении создания ценности для потребителя, являются, очевидно, самыми эффективными.

Подход управления качеством крайне широк и разнообразен, простая попытка описать его в виде списка основных положений демонстрирует его процессную суть.

За историю развития процессного подхода этап «Глобального управления качеством» был самым глобальным и глубоким.

К 90-м годам ХХ века эра (TQM), в виду особенностей развития экономики, стала заканчиваться. Данный подход остается крайне актуальным и применимым в формате производственных предприятий с высокой степенью автоматизации, но для сферы услуг он оказался не очень подходящим.

Список литературы

  1. Кислякова Ю.Г., Михайлова Т.В. Управление рисками при реализации инвестиционных проектов в сфере жилищного строительства // В сборнике: Региональный строительный комплекс: проблемы и перспективы развития в современных условиях Сборник материалов региональной научно-практической конференции. Восточно-Европейский институт, Научно-исследовательский институт «Строительная лаборатория», Союз строителей Удмуртской Республики. 2016. С. 75-81.
  2. Никулин В.С. Правовые аспекты экспертизы инвестиционных проектов строительства // В сборнике: Актуальные вопросы развития современного обществ: сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции. 2016. С. 200-203.
  3. Чиркунова Е.К. Проблемы и перспективы инжиниринга в инновационных проектах строительства // В сборнике: Стоимостной инжиниринг и экспертиза недвижимости: проблемы и перспективы развития: сборник статей. Самара, 2016. С. 74-78.
  4. Шакирзянов Н.Р. Актуальные проблемы контроля исполнения смет в проектах, связанных с капитальным строительством промышленных и инфраструктурных объектов // Казанский экономический вестник. 2016. № 1 (21). С. 60-65.