Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Мацаев Али Махмутович
магистрант направление подготовки 40.04.01. Юриспруденция
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"
E-mail: kafedraupik@inbox.ru
Предусмотренное Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года понятие «организованная преступная группа» соответствует указанному в ч. 3 ст. 35 УК РФ понятию «организованная группа», а внесенные законодателями изменения в ч. 4 ст. 35 УК РФ как результат имплементации Конвенции не совсем обоснованы.[1]
Отмечается тот факт, что международному уголовному праву, хоть и знакомы термины «преступное сообщество» и «преступная организация», тем не менее, их содержание ни в одном источнике не раскрывается.
Нами выявлены следующие существенные тенденции.
Во-первых, в большинстве стран существует только одно понятие — преступная организация; именно за организацию такого объединения и устанавливается уголовная ответственность. Вместе с тем, уголовное законодательство ряда стран вообще не оперирует терминами «преступное сообщество», «преступная организация».
Во-вторых, во многих изученных государствах в качестве количественного признака такого формирования указывается наличие в его составе трех и более лиц.
В-третьих, во многих уголовных кодексах закреплена возможность создания преступной организации и для совершения одного преступления.
В-четвертых, часть стран признают некоторое объединение только тогда преступной организацией, когда такое объединение, так или иначе, имеет цель совершение тяжких преступлений, понимание которых в каждой стране достаточно уникально. При этом отмечается, что в некоторых уголовных законах в качестве дополнительной указывается цель получения материальной или финансовой прибыли.
В-пятых, во многих государствах совершение преступления в составе преступной организации является квалифицирующим признаком. В-шестых, государства достаточно активно идут на так называемый компромисс, последствия которого, тем не менее, в разных странах определяются по-разному: освобождение от уголовной ответственности, освобождение от наказания или смягчение наказания.
И, наконец, в-седьмых, прослеживается тенденция при описании объективной стороны составов преступлений, предусматривающих ответственность за организацию преступных организаций и участие в них, перехода к казуистическому способу изложения норм.
Литература: