Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Зелимханов Лечи Султанович
магистрант направление подготовки
40.04.01. Юриспруденция
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"
E-mail: bela_007@bk.ru
Глобальными переменами экономического, идеологического и организационного характера отмечен современный этап развития российского общества. Фактически признанно, что коррупция в России стала системной проблемой, без решения которой невозможно дальнейшее развитие страны. Многообразие причин возникновения и распространения коррупции в органах государственной власти, а также необходимости разработки эффективных мер ее профилактики ставит на повестку дня вопрос о более качественном изучении данного негативного явления. Как системному явлению, коррупции следует противопоставить и системные меры противодействия.
Представляется, что их основу должны составить: правовые меры — совершенствование существующего антикоррупционного законодательства, качественное улучшение правоприменения; организационные; воспитательно-профилактические меры.
Предлагается закрепить в теории криминологии следующее понятие коррупционной преступности — это антисоциальное, общественно опасное явление, угрожающее экономической и политической безопасности Российской Федерации, составляющее совокупность преступлений, совершаемых должностными лицами в целях личного обогащения за счет государства, коммерческих и иных организаций и граждан путем получения с использованием должностных полномочий материальных и иных благ в ущерб интересам государства и общества.
Установлено, что личность преступника, совершающего коррупционные преступления на государственной и муниципальной службе может быть охарактеризована совокупностью конкретных признаков, свойств, черт и отношений, являющихся типичными для преступников данной категории. На основе данных исследования, проведенного автором, можно выделить следующие их общие признаки:
— преобладание в общей массе преступников лиц мужского пола (80%);
— основную возрастную группу составляют лица в возрасте
— высокий образовательный уровень лиц (86% — лица с высшим образованием);
— низкий показатель лиц, ранее судимых, в том числе тех, у кого судимость снята или погашена (6%);
— наличие устойчивых мотивов корыстной направленности;
— преобладание таких качеств, как корыстолюбие, проявление властности, неуважение к закону. [1]
Видится необходимым создание самостоятельного органа по борьбе с коррупцией с подчиненными подразделениями во всех субъектах Российской Федерации. Деятельность данного органа должна строиться на принципах самостоятельности и независимости. Глава органа должен назначаться на достаточно длительный срок (от 4 лет), и ежегодно отчитываться о деятельности перед Президентом РФ. Сотрудники службы должны иметь полномочия на осуществление оперативно-розыскной деятельности и обладать полномочиями органа дознания.[2]
Ввиду того, что различные конвенции придерживаются либо принципа территориальности, либо защищают принцип гражданства, остаются «лазейки» между юрисдикциями различных стран при транснациональной коррупции. Многие международно-правовые акты требуют введения единого принципа осуществления государствами своей юрисдикции в случаях международной коррупции.
Отмечается, что законодательство многих зарубежных стран содержит весьма развитую систему норм, направленных на противодействие коррупции. Некоторые положения и идеи, реализованные в уголовном законодательстве этих стран, могут быть использованы в уголовном законодательстве Российской Федерации для оптимизации уголовно-правовых методов противодействия коррупции. При этом следует помнить, что система права любой отдельно взятой страны представляет собой взаимосвязанный комплекс, и, следовательно, простое перенесение норм права другого государства в Россию, где имеется собственное законодательство, может не обладать той эффективностью, как применение этой же нормы в правовых условиях другого государства.
Литература: