Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Р.Т. Примов,
М.К.Мурадов
старшие преподаватели кафедры музыкального образования,
Каршинского государственного университета, Узбекистан
Аннотация: В статье автор размышляет об особенностях профессионального мастерства учителя музыки. По мнению автора, такая деятельность требует от личности учителя его идейной убежденности, профессионального мастерства.
Ключевые слова: профессиональное мастерство, музыкальная культура, музыкальная педагогика, музыкальное воспитание, педагогическая квалификация, педагогическое мастерство, музыкальное искусство, музыкальное творчество, духовная культура.
В настоящее время успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания молодежи в решающей степени зависит от личности учителя, его идейной убежденности, профессионального мастерства.
Профессиональное мастерство появляется не само по себе, а в результате целенаправленной, упорной работы по освоению необходимых педагогических знаний, умений и навыков. Приобретение профессионального мастерства — это не пассивный, а активный учебно-воспитательный процесс. В соответствии с данной специализацией студенты осваивают такие предметы, как методика обучения музыке и школьный репертуар, история музыки, теория музыки, хор и хороведение, дирижёрство, инструментальное исполнение и ансамбль, теория и методика обучения музыке, традиционное и народное песнопение, сольфеджио, исполнитель вокала, инновационные технологии обучения музыке, история педагогики, возрастная и педагогическая психология и еще целый ряд музыкальных, общеспециальных, общественных и гуманитарных дисциплин, соответствующих профилю этой специальности.
Педагогам известно определение ведущих задач: формирование эмоционального, осознанного и деятельно-практического отношения к музыке. (1.с.17,18) Их главное методологическое отличие от сформулированных нами выше задач музыкального воспитания заключается в том, что они не выходят, на уровень воспитания обшей духовной культуры человека, замыкаясь только на отношении к музыке.
Педагогическое образование будущих специалистов в области музыкального обучения и воспитания является основной задачей предмета музыкальной педагогики. Передача необходимых педагогических знаний и умений во всех отраслях музыкальной педагогики представляет главную цель педагогических дисциплин музыкального учебного заведения. От уровня педагогического образования педагогов-музыкантов во многом зависит качество профессиональной подготовки их учеников, а значит будущее музыкального искусства и музыкальной культуры.
Прежде всего, следует подчеркнуть взаимосвязь исполнительской и педагогической мотивации на основе музыкального творчества. В подготовке педагога-музыканта следует исходить не из противопоставления разных на первый взгляд музыкальных специальностей — педагогики и исполнительства, а из того общего, что их объединяет. Общий элемент, который роднит все музыкальные профессии, входит в структуру всех музыкальных специальностей — это музыкальное творчество.
Раскрывая творческий характер музыкально-педагогического процесса, Г.Г.Нейгауз подчеркивал, что истинная «Профессиональная педагогика становится понемногу настоящим воспитанием, но главным образом оттого, что это чистая форма общения и сближения людей на основе общей преданности искусству и способности что-то создавать в искусстве» (2.с.198)
Педагог обязан воспитывать в студенте не только чувство ответственности перед государством и обществом, но и чувство ответственности перед избранной профессией. Хороший вкус, высокое качество исполнения, вот к чему должен стремиться студент под руководством педагога.
Профессиональное мастерство учителя музыки тесно связано с музыкальной психологией, которая исходит из рекомендаций психологии, помогает найти индивидуальные методы работы с учениками, направляет в правильное русло их природные задатки и одаренность, способствует развитию музыкальных способностей.
Музыка — сложный психолого-физиологический процесс, в связи с этим, вокально-хоровая работа на уроках музыки считается самой активной формой обучения при интеллектуально — эстетическом воспитании учеников. Когда ученики слушают музыку, у них усиливается внимание, развивается память и речь, формируется мировоззрение, повышается активность, появляется чувство наслаждения во время слушания понравившейся музыки. Особенно учителя музыки должны чувствовать внутреннее состояние человека, его силу воли, характер, знать его способности, психологические качества музыканта и личности слушателя, должны иметь об этом четкие представления.
Наиболее древние учения о музыкальной психологии мы находим в Древнем Египте, Индии, Китае, в священной книге зороастрийцев «Авесте», в трудах древнегреческих ученых — учении об эвритмии Пифагора, учении о мимесисе Аристотеля. Они утверждали об огромном воздействии музыки на психику человека, развитие личности и всего общества в целом. Например, Платон говорил, что «могущество и сила государства напрямую зависят от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и каких ритмах». (3.с.4)
Профессиональное мастерство учителя музыки — это необходимая составная часть как специального музыкального, так и специального педагогического музыкального образования, что является актуальной проблемой музыкальной педагогики. Уровень музыкального образования всегда находится в прямой зависимости от профессионального мастерства учителя музыки, от качества педагогической квалификации учителя. В свою очередь, уровень профессионального мастерства учителя музыки, педагогическая квалификация учителя зависит от качества приобретаемых им педагогических знаний, умений и навыков. Другими словами — от осознанности, заинтересованности, трудолюбия, таланта и одаренности личности, склонной к педагогической деятельности. Хороший учитель должен обладать не только педагогическим талантом и владеть техникой музыкального исполнительства, но также иметь соответствующий объем знаний существующих педагогических теорий и методов обучения. А это приобретается путем образования и практикой.
Глубокое профессиональное мастерство учителя музыки помогает плодотворному внедрению всех видов музыкально-педагогического процесса психологических задач в учебно-воспитательный процесс. Развитие музыкальной культуры учителей неразрывно связано с развитием интеллектуальных и эстетических качеств, творческого мышления, воли и других качеств учеников во всей музыкальной деятельности.
Литература: