Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Проектная деятельность младших школьников как условие повышения качества учебно-воспитательного процесса

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Высокая Алевтина Николаевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2017»  (январь, 2017)
Количество просмотров статьи: 1739
Показать PDF версию Проектная деятельность младших школьников как условие повышения качества учебно-воспитательного процесса

Высокая Алевтина Николаевна
учитель начальных классов
КГОБУ «Камчатская школа-интернат
для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
г. Петропавловск-Камчатский
E-mail: ali7818@yandex.ru

Проектная деятельность мало используется в начальной школе: педагоги считают, что эта деятельность недоступна детям младшего школьного возраста. Но опыт показывает, что обучающиеся начальных классов не только с удовольствием принимают в практических исследованиях-опытах, экспериментах, целенаправленных наблюдениях, но и могут проводить теоретические исследования.

Проектная деятельность служит средством комплексного решения задач. Через проектную деятельность осваиваются основы исследовательской деятельности, создаётся ситуация успеха. В специально организованной деятельности, в непосредственном опыте ребенка формируются социальные умения и навыки. Сочетание обязательного содержания, многоаспектной структуры заданий и дифференцированной системы помощи создают условия для мотивации продуктивной познавательной деятельности у всех обучающихся, в том числе и одаренных и тех, кому требуется педагогическая поддержка. Содержательную основу для такой деятельности составляют практические работы, работы с натуральными объектами, представление заданий в разных формах (рисунки, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т.д.), которые способствуют развитию критичности мышления, интереса к умственному труду.

Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей.

По специфике содержания выделяют практико-ориентированный , исследовательский, информационный, творческий, ролевой проекты.

По комплектности различают два типа проектов: монопроекты (в рамках одного предмета или одной области знания) и межпредметные проекты (под руководством нескольких специалистов в различных областях знания).

По характеру контактов между участниками проекты бывают: внутриклассные, внутришкольные, региональные, межрегиональные, международные.

В проектную деятельность младших школьников следует вовлекать, начиная с первого класса. Вначале — это доступные практические задания, выполняемые на уроках, перед уроками или во время большой перемены. Постепенно задания усложняются и к 4 классу обучающиеся под руководством учителя, с помощью родителей с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, что положительно влияет на качество учебно-воспитательного процесса.

В ходе проектной деятельности активное сотрудничество с родителями и сторонними организациями пробуждает интерес обучающихся к естественно-научным дисциплинам, создаёт эмоциональный комплекс образа отношений внутри семьи, группы, класса, организации. Обучающиеся привлекаются к участию в природоохранным акциям. Дети учатся культуре поведения на улице, товариществу в ходе практической деятельности.

Работа над проектом создаёт благоприятные условия для накопления фактических знаний, достоверных конкретно-образных представлений о деятельности человека и природе на территории города, края, страны, мира.

Практика показывает, что после завершения проекта обучающиеся приобретают следующие универсальные учебные действия, знания и умения:

Личностные универсальные учебные действия:

— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

— ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей;

— основы экологической культуры: готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Регулятивные универсальные учебные действия:

— понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной деятельности;

— определять последовательность действий при выполнении учебной задачи;

— оценивать свою учебную деятельность в сравнении с деятельностью одноклассников;

— самостоятельно выполнять основные правила гигиены учебного труда;

— учиться пооперационному контролю учебной работы своей и товарища;

— учиться планировать основные этапы выполнения учебной задачи;

— уметь работать самостоятельно, в паре с товарищем.

Познавательные универсальные учебные действия:

— осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом;

— использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

— строить сообщения в письменной форме;

— ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

— строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

— осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

— устанавливать аналогии.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

— адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

— понимать и выполнять поручения, выразить просьбу, желание, побуждение;

— задавать вопросы и отвечать на них;

— участвовать в диалоге на основе слухозрительного восприятия устной речи;

— рассказывать об экскурсии, используя зарисовки, сделанные до экскурсии и во время нее;

— выражать согласие, несогласие с высказыванием собеседника;

— уметь выразить понимание или непонимание в ходе беседы.

— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

— строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

— использовать речь для регуляции своего действия.

Таким образом, при использовании приемов и методов проектной деятельности, расширяется кругозор и словарный запас обучающихся как в области предмета, так и в окружающей действительности, возникает личностно-ориентированный интерес обучающихся к изучению учебного предмета, активизируется познавательная деятельность обучающихся, оживляется традиционный учебный процесс, что ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Используемая литература

  1. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых, Т.Д. Файн // Исследовательская работа школьников. — 2006. —  18. — 274с.
  2. Богатов В.В. организация научно-исследовательских работ : учебное пособие для студен-тов высших учебных заведений / в.в. Богатов. — владивосток : дальнаука, 2008. — 259 с.
  3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (для глухих детей) — М.: Просвещение, 2003.
  4. Электронный ресурс Министерства образования и науки.сайт http://standart.edu.ru/.