Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Соклакова Татьяна Владимировна
преподаватель кафедры теории и практики английского языка
Гомельский государственный университет им. Ф Скорины,
Республика Беларусь
E-mail: soklakovatv@yandex.ru
Данная технология обучения является дальнейшим развитием концепции обучения в сотрудничестве и основана на моделировании социального взаимодействия в учебной группе в ходе занятий. Учащиеся при этом принимают различные социальные роли и готовятся к их выполнению в процессе решения проблемных задач в ситуациях реального взаимодействия. Популярность проектной технологии объясняется, тем, что проектное задание, которое предстоит выполнить учащимся, непосредственно связывает процесс овладения языком с овладением определенным предметным знанием и возможностью практически использовать это знание. Справедливо отметить, метод проектов — суть развивающего, личностно-ориентированного обучения. И использоваться он может на любой ступени обучения. Перечислим некоторые основные общедидактические признаки проектной технологии, определяющей структуру и содержание проектов, которые предстоит готовить учащимся на занятиях по практике языка:
1) доминирующие в проекте виды деятельности: игровой, информационный, проектно-ориентированный;
2) предметно-содержательная сторона проекта: монопроект либо межпредметный проект;
3) характер координации действий в процессе выполнения проекта;
4) продолжительность выполнения проекта: краткосрочное или долгосрочное[1, с.32].
Главными целями использования проектной методики при организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку являются: практическое использование умений и исследовательского опыта; реализация своего интереса к предмету исследования; демонстрация уровня владения иностранным языком; формирование у обучаемых прочной языковой базы; формирование умений самостоятельной работы.
Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, четко ориентированных на реальный практический результат, значимый для каждого участника проекта, а также, целостную разработку проблемы с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов.
Е. С. Полат предлагает следующую типологию проектов:
1) исследовательские проекты, которые характеризуются хорошо продуманной структурой, обозначением целей, обоснованной актуальность предмета исследования для всех участников;
2) творческие проекты, предполагающие оформление результатов;
3) ролево-игровые проекты, в которых участники принимают на себя определенные роли, которые обусловлены характером и содержанием проекта;
4) информационные проекты, которые направлены на сбор информации о каком-то событии или явлении;
5) практико-ориентированные проекты, которые обязательно ориентированы на социальные интересы всех участников проекта[2, с.48-51].
На всех этапах занятия необходимо инициировать самостоятельную, творческую деятельность учащихся, направлять на определение проблемы, составляющую основу данного проекта, поиск путей ее решения. Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы перед тем, как переходить к обсуждению определенных вопросов [3, с.60-61].
Не следует забывать и о трудностях, которые связаны с личностью каждого отдельного участника проекта. Например, отсутствие интереса или мотивации, трудности во взаимоотношениях с учащимися группы. Но, с другой стороны, работа над проектом дает возможность каждому проявить свой талант, например, оформительский, который не менее важен дл успеха проекта, чем умение хорошо писать на иностранном языке.
Исследовательский аспект заключается в том, что учащемуся необходимо выбрать одну из многочисленных проблем, связанных с темой его проекта, а также, являются актуальными. При этом учащийся должен обладать способностью обобщать прочитанный материал, делать самостоятельные выводы, опираясь на свой опыт, эрудицию, творчество [4, с.83].
Каждый проект предполагает выработку своей стратегии и тактики выполнения, организации деятельности учащихся, оценивания результатов работы.
Литература