Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Проблемы равенства в сфере образования КНР

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Чугунов Никита Степанович
Рубрика: Филологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №9 2017»  (сентябрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 2191
Показать PDF версию Проблемы равенства в сфере образования КНР

Чугунов Никита Степанович
Магистрант МГПУ, Россия, г. Москва
E-mail: nikita_chugunov@mail.ru

Научный руководитель: Ленинцева Валентина Алексеевна
к. культ., доцент. Кафедра китайского языка МГПУ,
Россия, г. Москва

Аннотация

Проблема равных возможностей в образовании стала актуальной еще в 80-х гг. ХХ века и приобрела особую важность в 90-ые года, когда образование в КНР стало развиваться в соответствии с «индустриализацией». Так, равенству в образовании был нанесен вред, а сама система обучения превратилась в борьбу за равные образовательные возможности. Сегодня государственная политика в области обучения находится в процессе изменения и последствия политики «индустриализации образования» только начали изучаться. Так как вопрос не часто являлся объектом научных исследований социологов, политологов и культурологов, то требует тщательного изучения.

Ключевые слова: равенство, образование, КНР, развитие, общество, реформы.

До 80-х годов ХХ века вся система образования была слишком централизованной с точки зрения управления и соответствовала требованиям плановой экономики. «Индустриализация образования» началась из-за того, что во время проведения существенных экономических реформ прежняя система образования перестала удовлетворять новым критериям социально-экономического развития. На XII съезде КПК (сентябрь 1982 г.) образование было провозглашено в качестве одной из приоритетных областей в деятельности государства и партии. «Индустриализация образования» выражалась в том, что оно должно было соответствовать требованиям экономической и финансовой системы страны. В мае 1985 г. ЦК КПК опубликовал постановление о реформе системы народного образования, в котором подчеркивалось, что «образование должно служить целям социалистического строительства, которое, в свою очередь, должно опираться на развитие образования». Была проделана большая работа в области создания законодательной базы. Приняты, опубликованы и введены в действие следующие законы:

· Закон об обязательном образовании (1986),

· Закон об образовании в КНР (1997),

· Закон о профессиональном образовании (1996).

Концепция равного образования в современной КНР означает свободу и равноправие политических и экономических сфер в распространении образования. После исторического этапа, когда образование рассматривалось как привилегия небольшого количества людей, для современной китайской молодежи право на получение равного образования стало одним из основных прав человека. Сегодня эта возможность стала базовой ценностью современного китайского общества.

Равенство образования складывается из двух основных аспектов:

· равенство прав,

· равенство возможностей.

В 1948 ООН издала «Всеобщую декларацию прав человека», где было установлено: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения» [Конвенция, 1948: 26]. Из-за реального существования неравноправности и индивидуальных различий развития некоторых отдельных стран, понятие «равные образовательные возможности» — центральный вопрос равности и демократизации образования современного мирового сообщества.

Смысл «равных образовательных возможностей» заключается в:

znrvnobrvoz_1.png

Рис. 1. Значение понятия «равные образовательные возможности»

Основным принципом «равных образовательных возможностей» является изменение состояния образования у неблагоприятных социальных классов, что означает скорейшее возмещение от системы образования любого понижения естественных, экономических, социальных или культурных аспектов [Дунпин, 2017: 3].

Принято считать, что «равные образовательные возможности» включают в себя 3 разных уровня:

· начальное равенство,

· равенство процесса,

· равенство результатов.

znrvnobrvoz_2.png

Рис. 2. Три уровня равных образовательных возможностей.

Сегодня, развитие равного образования в современной КНР в большей степени представляет собой процесс перехода от равных прав к равным образовательным возможностям [Дунпин, 2017: 4-5].

Исторические этапы развития понятия «равенства образовательных возможностей» в КНР можно представить следующим образом:

Таблица 1.

Исторические этапы развития «равных образовательных возможностей в КНР»

Исторический период Событие
После 1977 г. Была заново воссоздана экзаменационная система. Обучение стало нормативной системой честной конкуренции, а созданное на основе кровного родства и социального происхождения дискриминация обучения прекратила свое существование. Главным вопросом равного образования стало его распространение и расширение, началось стремление к равным образовательным возможностям.
До 1980-х гг. Внимание заострялось на «внутриклассовом равенстве». Социальное происхождение стало социальным положением, влияющим на судьбу человека. Начиная с 1986 года использовалось девятилетняя система обязательного образования.
После 1900-х гг. Увеличение масштабов образования считалось главной особенностью образования в Китае после 1990 года. На основе осуществления государственных целей развития и стремления за экономической выгодой, обучение встало на путь, называемый «индустриализация обучения» или «реформа образования с исключительно финансовой точки зрения». Значительно увеличился сопутствующий набор в высшие учебные заведения. Постепенно рос образовательный разрыв среди городов, деревень и регионов.
С 2003 г. На современном социальном фоне строительства гармоничного общества и воплощения в жизнь концепции научного развития, стали происходить изменения в концепции развития образования и в государственной политике, по отношению к сфере образования. Стала актуальной проблема равенства образования.

За последние несколько лет, равная стоимость обучения впервые была внесена в официальный законопроект — «Десятый пятилетний план общегосударственного образования», опубликованный в 2001 году. Благодаря проекту, равность образования впервые стала ведущей идеологией и основным принципом образовательной реформы и развития, которые зафиксированы в документе: «твердо придерживаться принципа равного и справедливого социалистического образования, уделять больше внимания вопросу неблагоприятной обстановки получения образования людьми, делать все возможное для того, чтобы народу была предоставлена возможность непрерывного образования» [Сюй Ли, 2013: 119]. Обязательное образование в деревне, равность образования и гармоничное развитие обязательного образования стали ключевыми пунктами в управлении политикой обучения, и главными предметами обсуждения.

Таким образом, в современном китайском обществе вопрос равных возможностей в образовании является важным и актуальным. Основные изменения предполагают бесплатное обязательное образование в деревнях, ликвидацию политики «индустриализация образования», развитие обязательного образования, увеличение предоставляемых кредитов для студентов и учеников профессиональных школ.

Список литературы

  1. Васильев Л.С. История Китая / Л.С. Васильев, З. Г. Лапина, А.А. Писарев. — М.: МГУ, Оникс, 2014. — 751 с.
  2. Дунпин Ян. Проблемы равенства и перспективы китайского образования / перевод с китайского. — 2017. — С. 1-22
  3. Закон КНР «Об обязательном образовании» (от 29.06.2009 г.). — Пекин: Чжунго фачжи чубаньшэ. 2009.
  4. Конвенция по правам человека. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.echr.coe.int/Documents/Convention_RUS.pdf (Дата обращения: 11.09.2017)
  5. Сюй Ли, Лидия Тенчурина. Проблемы справедливости в системе образования КНР // Власть. — 2013. — 10. — С. 118-121
  6. Чжу Сяомань. Реформа содержания образования в Китае // Педагогика. — 2005. — № 1. — С. 67–74.