Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Гапоненко Е.Р.
Ростовский институт (филиал)
Всероссийского государственного университета юстиции
(РПА Минюста России)
E-mail: apolski@mail.ru
В статье рассматриваются проблемы правового регулирования избирательных прав лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Ключевые слова: избирательное право, выборы, осужденные.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации все граждане, достигшие совершеннолетнего возраста имеют соответствующие права на участие в выборах. Однако в законодательстве имеются определённые ограничения, касающиеся лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Рассмотрим их, используя имеющиеся в юридической науке методы [1,2,3,4,5,6,7,9,10,11,12,13,14,15].
Согласно п.3 ст. 32 Конституции Российской Федерации «не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда». При этом право на голосование сохраняется за заключенными под стражу лицами, находящимися в СИЗО. Так как в следственном изоляторе содержатся граждане, находящиеся под следствием, то есть еще не осужденные по приговору суда, следовательно, они не лишены избирательных прав.
Для того чтобы граждане находящиеся в местах лишения свободы, могли принять участие в голосовании и смогли реализовать свои права, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, им должны быть обеспечены все условия для проведения голосования. Также необходимо разработать процедуру проведения политическими партиями, совместно с администрацией исправительных учреждений, агитационную работу среди заключённых и лиц, находящихся под следствием, ожидающих вынесения вердикта суда. Возможно, данный вид сотрудничества с представителями партий и самих заключённых, сможет улучшить условия содержания лиц, находящихся в местах лишения свободы и повысить уровень контроля за соблюдением прав и свобод данной категории граждан. В последствии это может привести к повышению уровня доверия к власти и дальнейшее благоприятной социальной адаптации изолированных от общества граждан, после освобождения из мест лишения свободы.
На наш взгляд, в данном аспекте большую роль играет психологическое состояние этих лиц и дальнейшая перспектива возвращения в нормальную социальную среду после освобождения из мест лишения свободы. Ведь после выхода на свободу они снова становятся частью российского общества и им необходимо оказывать всяческую поддержку по трудоустройству и социальной защите. Данная мера могла бы способствовать снижению криминогенной обстановки в Российской Федерации и ускоренной социальной реабилитации бывших заключенных в обществе. Кроме того, указанные условия смогут повысить уровень доверия к власти и администрации исправительных учреждений, что на прямую связано с соблюдением прав человека и гражданина, находящегося во временной изоляции от общества.
Также хотелось бы указать, что необходимо внести поправки в законодательство с целью последующего распространения избирательных в отношении лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, по преступлениям небольшой и средней тяжести. Это может помочь в социально-психологическом плане при последующей организации нормальной жизнедеятельности граждан после освобождения из мест лишения свободы, а также их политической активности в жизни нашей страны. Это поднимет процент проголосовавших граждан, что сделает результаты выборов ещё более легитимными и повысит явку избирателей [8].
Литература