Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Проблемное обучение как средство активизации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся на уроках географии

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Козлова Галина Александровна
Рубрика: Географические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2016»  (ноябрь)
Количество просмотров статьи: 2995
Показать PDF версию Проблемное обучение как средство активизации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся на уроках географии

Козлова Галина Александровна
учитель географии,
Россия, поселок Прохоровка
МБОУ Прохоровская гимназия
Прохоровского района Белгородской области
E-mail: k.galina-k@yandex.ru

Для меня, как учителя географии, всегда было важно добиться прочных и глубоких знаний обучающихся по предмету, а также обеспечить способность применять знания в меняющихся условиях современной жизни.

Достижение результатов базируется на представлении о том, что только активное участие самого школьника в процессе обучения обеспечивает прочное усвоение знаний, развитие мышления, формирование умений.

В современном информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к потере важности. Чтобы хорошо управляться с информацией учащимся придется овладеть практическими мыслительными навыками.

Человеку — личности должен быть свойствен высокий мыслительно-аналитический уровень деятельности и поступков. Личность развивается через освоение окружающего пространства, культуры общества и осознание собственного места на Земле. География рождает мысли и чувства добрые, великие. Эта наука дает основополагающие знания о закономерностях и качественных особенностях географической оболочки Земли в целом, а также в отдельных регионах.

В недалеком прошлом учебный процесс в массовой школе носил в основном объяснительно — иллюстративный характер, что привело к усилению противоречия между требованиями ученика в развитии своих склонностей, интересов и традиционной малоактивной системой обучения. Тогда как одно из ведущих положений теории деятельности для эффективного обучения предполагает такую его организацию, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика.

Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивизационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, контролировать.

В современных условиях изучение географии стало многовариативным, альтернативным.

Проблемное обучение — обязательный признак современного урока, это способ развития творческого мышления учащихся. По утверждению психологов интеллектуальное развитие осуществляется только в условиях преодоления препятствий, интеллектуальных трудностей. Эти затруднения заключаются в том, что ученик не может выполнить задание известными ему способами и должен отыскать новый способ решения учебной задачи. Проблемные задания, проблемные ситуации на уроке вызывают, как правило, большой интерес и служат мотивацией познавательной деятельности школьников.

Основная идея проблемного обучения заключается в том, что знания в значительной своей части не передаются учащимся в готовом виде, а приобретаются ими в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации. В процессе их решения учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление, воображение, познавательная мотивация, вырабатываются навыки умственных операций и действий. Цель технологии проблемного обучения: содействовать развитию у учащихся критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования, возможности творчески осваивать новый опыт; поиску и определению учащимися собственных личностных смыслов и ценностных отношений.

Для решения проблемных задач считаю необходимым научить школьников понимать и устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепочки, рассуждать, прогнозировать, моделировать. Владение обучающимися этими умениями помогают создать на уроке условия для активной самостоятельной деятельности школьников по разрешению учебных проблем.

Возникновение проблемной ситуации и ее осознание возможно при изучении почти каждой темы курса географии. Использование на уроках системы проблемных ситуаций помогает одновременно воздействовать на рациональную и эмоционально — волевую сферу личности школьника, позволяет управлять мыслительной деятельностью учеников, что является необходимым условием развития их умственных способностей, повышения познавательной активности в процессе овладения знаниями.