Евразийский
научный
журнал

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Проблема изучения тревожности у детей с точки зрения возрастной психологии.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Хапренков Игорь Игоревич
Рубрика: Психологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2016»  (декабрь)
Количество просмотров статьи: 2684
Показать PDF версию Проблема изучения тревожности у детей с точки зрения возрастной психологии.

Хапренков Игорь Игоревич
студент, ТГПУ им Л.Н.Толстого,
г. Тула
E-mail: avr.85@mail.ru

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства индивидов вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования [1]. Эти «возрастные пики тревожности» детерминированы возрастными задачами развития. [2]

Так у дошкольников и младших школьников тревожность является результатом фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения (ведущей потребности этого возраста). Таким образом, тревожность в этой возрастной группе представляет собой функцию нарушений с близкими взрослыми. [3]

По мнению А.М. Прихожан, устойчивым личностным образованием тревожность становится к подростковому возрасту. До этого момента она является производной широкого круга социально-психологических нарушений, представляя собой более или менее генерализованные и типизированные ситуационные реакции. В подростковом возрасте тревожность начинает опосредоваться Я-концепцией ребенка, становясь тем самым собственно личностным свойством. [4] Я-концепция подростка часто противоречива, что вызывает трудности в восприятии и адекватной оценке собственных успехов и неудач, подкрепляя тем самым отрицательный эмоциональный опыт и тревожность как личностное свойство. В этом возрасте тревожность возникает как следствие фрустрации потребности устойчивого удовлетворительного отношения к себе, чаще всего связанного с нарушениями отношений со значимым другими. [5]

Аналогичные тенденции сохраняются и в период ранней юности. К старшим классам тревожность локализуется в отдельных сферах взаимодействия человека с миром: школа, семья, будущее, самооценка. Ее появление и закрепление связано с развитием рефлексии, осознания противоречий между своими возможностями и способностями, неопределенностью жизненных целей и социального положения. [6]

Важно также отметить, что, по исследованиям А.М. Прихожан, тревога начинает оказывать мобилизующее влияние только с подросткового возраста, когда она может стать мотиватором деятельности, подменяя собой другие потребности и мотивы. В дошкольном и младшем школьном возрасте тревога вызывает только дезорганизующий эффект. [7]

Среди общих причин возникновения тревожности у детей можно выделить внутриличностные конфликты, связанные с оценкой собственной успешности, внутрисемейные конфликты и конфликты внутри детского коллектива, соматические нарушения.

Детская тревожность может проявляться в поведении разными способами. Это возможно и пассивность, и смущение при замечаниях взрослого, и скованность при ответах. При наличии таких признаков, в силу больших эмоциональных нагрузок, ребенок чаще болеет. Такие дети малообщительны, практически не вступают в тесные контакты с другими детьми, но одновременно находятся среди них.

Среди признаков детской тревожности можно выделить типичные проявления:

— ухудшение соматического здоровья проявляется в «беспричинных» головных болях, повышении температуры;

— излишняя старательность при выполнении заданий, что может быть связано со стремлением «быть лучше всех»;

— отказ от субъективно невыполнимых заданий;

— раздражительность и агрессивные проявления; тревожные дети огрызаются в ответ на замечания, дерутся, часто обижаются;

— снижение концентрации внимания, так как дети пребывают в мире собственных мыслей и идей, которые не вызывают тревоги, это состояние является для них комфортным;

— потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях, а именно различные вегетативные реакции в беспокоящих ситуациях. Например, ребенок краснеет, испытывает дрожь в коленках, у него возникает тошнота, головокружение;

-ночные страхи;

-отказ от контакта со взрослыми или сверстниками (или сведение их к минимуму).

Таким образом, для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные тревожности» являются следствием наиболее значимых социальных потребностей.

Список литературы:

  1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. — М.: Академия, 2006. — С. 115.
  2. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — С. 62.
  3. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2006. — С. 98.
  4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — С. 114.
  5. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2006. — С. 139.
  6. Там же.
  7. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — С. 117.