Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Яровая Олеся Владимировна
E-mail: teacher1979@yandex.ru
«Самое прекрасное зрелище на свете — это вид ребенка, уверенно идущего по дороге жизни, после того, как ее показали ему Вы.» (Конфуций)
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря — формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД)
Актуальность работы:
обусловлена потребностью общества и системы образования в формировании коммуникативных УУД учащихся, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, что является требованием ФГОС.
Цель моего выступления — рассмотреть пути и приёмы формирования коммуникативных УУД в школе средствами учебного предмета «Английский язык», через использование разных видов деятельности.
Задачи:
1)Познакомиться с приемами, помогающими формировать коммуникативные УУД;
2)Определить сущность, особенности, значение коммуникативных УУД;
3)Разработать комплекс заданий (задач) для формирования коммуникативных УУД у школьников.
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия — это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.
• Планирование учебного сотрудничества.. Постановка вопросов
• Разрешение конфликтов. Контроль,, коррекция, оценка действий партнера
• Умение полно и ясно выражать свои мысли Владение
• Монологической и диалогической формами речи
Коммуникативные
Структура урока английского языка с позиции системно — деятельностного подхода состоит в следующем:
-учитель создает проблемную ситуацию;
-ученик принимает проблемную ситуацию;
-вместе выявляют проблему;
-учитель управляет поисковой деятельностью;
-ученик осуществляет
-самостоятельный поиск;
-обсуждение результатов.
Педагогические приёмы, используемые для формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка
«Столкновение противоречий в практической деятельности»
• «Рефлексивная мишень» . «Ассоциация». «Буквенное проговаривание» .«Лишние слова» .«Интервью». «Собери текст». "Создание обучающимися презентационного сопровождения к учебной теме«.«Театрализация» «Карусель» «Гонка за лидером» «Групповой рассказ», "Незаконченное предложение","Броуновское движение" «Домино, » Найди слова" ,прием составления ментальной (интеллектуальной) карты; конференции / дискуссии; ролевые / деловые игры; дебаты.
Этот список можно пополнять, т.к. каждый учитель способен придумать и внедрить в образовательный процесс эффективные приемы и методы организации речевого взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка. Например:
«Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Часто использую темы «Хобби», «Семья», «Путешествие». Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий: «Какие интересные и новые места вы посещали?», «Какой вид транспорта предпочитают твои одноклассники?» Учитель помогает формулировать вопросы и ответы, следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке.
«Карусель» «Карусель» — метод работы, в процессе которой образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо образуют сидящие неподвижно ученики, а во внешнем кольце ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Использование данного метода позволяет эффективно отрабатывать этикетные диалоги.
УУД на уроках английского языка в рамках ФГОС, я предлагаю учащимся такие задания:
— упражнение на логическое заполнение пропусков;
— составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок;
— поиск ошибок в письмах и текстах;
— составление текстов из предложенного набора предложений;
— выстраивание логических смысловых цепочек;
— подготовка творческих мини-проектов;
— составление рассказов при помощи опорных слов. Например:
«Mushrooms»
The weather was fine. My friends and I spent a lot of time outdoors. We gathered mushrooms in the nearby forest.
Suddenly the weather changed. Children went home.
Зачем дети пошли в лес?
Много ли грибов они собрали?
Почему дети убежали из леса?
Посмотрите на рисунки.
По порядку ли они нарисованы?
Почему вы так думаете?
Пронумеруйте рисунки в нужном порядке
.
Исходя из перечисленных планируемых результатов образования, могу предложить следующую систему отслеживания сформированности УУД в процессе обучения английскому языку в начальной школе. Весь мониторинг базируется на Progress Report Card : карточке оценки достижений учащихся по каждому модулю, заполняется учителем на каждый класс и на Student’s Self — Assessment Form: карточке самооценки достижений по модулю, заполняется каждым учеником. В этой карточке ученик оценивает свою деятельность значками Ex (excellent), VG (very good), G (good)
Коммуникативные УУД
Цель: выявление уровня коммуникативных действий, направленных на организацию и
осуществление сотрудничества (кооперацию).
Ф.И. учащегося | Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. | Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять не понятное). | Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре. | Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы | Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста) | Слушать и понимать речь других | Выразитель но читать и пересказы вать текст |
Иванов Иван | 5б | 4б | 5б | 4б | 3б | 3б | 4б | 4б |
Результаты диагностики показывают, что доверительные и конструктивные отношения со
и сверстниками продемонстрировали ....... % учащихся ......класса.
Student’s Self — Assessment Form- карточка самооценки достижений, заполняется каждым учеником.
(V.G-5, Good-4, Sat-3)
Ф.И учащ. | Класс | активность на уроке | работа дома в рабочих тетрадях | лексико-грамматические навыки (контрольные и самостоятельные работы, лексические диктанты) | аудирование | Чтение (тестовые задания | письменные творческие работы | отношение к предмету |
Иванов Иван | 3а | V.G | Good | Good | V.G | V.G | V.G | V.G |
Оригинальное построение, новизна приёмов — очень важные факторы, способствующие повышению качества обучения, но право выбора всегда остаётся за учителем.