Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Бидова Бэла Бертовна
доктор юридических наук,
доцент кафедры уголовного права и криминологии
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"
E-mail: bela_007@bk.ru
В ходе исследования нами рассмотрены механизмы уголовно-правового регулирования отношений в сфере электронной коммерции на основе анализа существующих теоретических, законодательных и правоприменительных проблем. По итогам исследования сформулированы следующие выводы.
Уникальные признаки и исключительные свойства электронной коммерции позволяют рассматривать ее в качестве межотраслевого объекта регулирования, что обусловило необходимость в самостоятельном законе — «Об электронной коммерции», консолидирующем разрозненные законоположения и подзаконные нормативные акты и обеспечивающем межотраслевую согласованность, единообразное толкование терминов и применение норм на практике.
Современное состояние уголовно-правовой охраны сферы электронной коммерции не соответствует ее роли в настоящей экономической и социальной ситуации. Качественные и количественные изменения в этом сегменте экономики требуют как переосмысления степени общественной опасности существующих преступлений, так и быстрой реакции законодателя на появление новых видов криминальных угроз, вызванное стремительным развитием информационных технологий. Необходимость установления уголовно-правового запрета нарушений в сфере электронной коммерции обусловлена их объективной способностью деформировать и вносить элементы дезорганизации в сформировавшийся экономический правопорядок, чрезвычайной вредоносностью приемов и методов их совершения, нередко причиняющих кумулятивный ущерб значительным группам наиболее важных общественных отношений, особенностью мотивации, чаще всего корыстной, которая побуждает виновных к такому поведению. С учетом общественной опасности новых явлений в информационной экономике внесены предложения технико-юридического характера, включающие в себя положения, касающиеся перспективы развития норм действующего уголовного и иных отраслей законодательства.[1]
Внедрение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека трансформировало традиционные формы преступного поведения, такие как групповая преступность, посягательства на собственность, нарушения законодательства о ценных бумагах, торговля людьми, распространение порнографических материалов. Под влиянием информационных технологий видоизменился предмет многих общественно опасных проявлений в сфере экономики, свойства которого послужили основой для формирования ранее неизвестных правоприменителям направлений криминальной активности, значительная часть преступных деяний переместились из реального мира в мир виртуальный. Столь принципиальные качественные сдвиги в содержании базовых признаков отдельных преступлений требуют существенной корректировки содержащихся в уголовном законодательстве норм, предусматривающих ответственность за запрещенные деяния в электронной коммерции.
Развитие информационных технологий порождает риски появления новых форм общественно опасных проявлений в сегменте электронной коммерции, не урегулированных правом, что создает благоприятные условия для их распространения и предопределяет возрастание роли правового прогнозирования, унификации и систематизации уголовного законодательства.[2]
В исследовании определены критерии, позволяющие идентифицировать преступления в сфере электронной коммерции в качестве самостоятельной системы, на этой основе которой разработана авторская классификация преступлений, совершаемых в сфере электронной коммерции, и предложен алгоритм их квалификации. Нами аргументирована необходимость унификации норм уголовного законодательства об ответственности за преступления в сегменте электронной коммерции с целью повышения эффективности противодействия этим преступлениям.
Проблемное поле темы исследования включает и вопросы дифференциации ответственности за рассматриваемые преступления. С учетом экономического характера данных посягательств, основная роль в их предупреждении отводится экономическим методам уголовно-правового воздействия, таким как штраф, размер которого должен минимизировать рентабельность конкретных преступлений, расширение спектра применения конфискации имущества, введение в систему наказаний компенсации, позволяющей реализовать на практике такую цель наказания как восстановление социальной справедливости, применение дисквалификации в отношении лиц, использующих свои служебные полномочия и профессиональные знания в преступных целях.
Требуют дальнейших исследований вопросы об унификации норм, предусматривающих ответственность за различные виды преступлений, ставящих под угрозу основы информационной безопасности. Много нерешенных проблем связано с имплементацией в действующее российское уголовное законодательство законотворческих решений, закрепленных в международных документах, регламентирующих отношения в отдельных блоках электронной коммерции, и в зарубежных уголовно-правовых источниках. Логика развития общественных отношений, регулирующих нормальное функционирование сегмента электронной коммерции, с необходимостью предопределяет устранение законодательных лакун и углубление теоретической основы дифференциации ответственности информационных посредников и организаторов за ненадлежащее исполнение ими своих профессиональных и служебных обязанностей, установление четких критериев отграничения дисциплинарных проступков от служебных и профессиональных преступлений. Отдельных исследований, с учетом глобальности электронной коммерции, требуют вопросы определения юрисдикции совершенных в этой сфере преступлений. Немало открытий находится и на пути решения проблем определения правового статуса новых видов результатов интеллектуальной деятельности.
Литература: