Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Повышение познавательного интереса учащихся путем применения нетрадиционных форм проведения уроков химии

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Жигалкина Галина Анатольевна
Рубрика: Химические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №10 2024»  (октябрь, 2024)
Количество просмотров статьи: 108
Показать PDF версию Повышение познавательного интереса учащихся путем применения нетрадиционных форм проведения уроков химии

Жигалкина Галина Анатольевна
учитель химии
МКОУ Касьяновская СОШ
Кантемировского района Воронежской области

Одной из главных проблем современной педагогики является повышение эффективности учебной деятельности. В эпоху стремительного роста научных знаний данная проблема актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учителей, учеников и родителей.

Сегодня современный учитель не только источник информации, владеющий на высоком уровне знаниями по предмету, методиками преподавания и современными педагогическими технологиями. Современный учитель должен быть творческим и предприимчивым. Времена энциклопедистов, обладавших обширным, но постоянным запасом знаний, прошли. В век информационных технологий, с постоянно растущими рыночными условиями, требуются специалисты, способные найти и проанализировать быстро меняющуюся информацию, используя все доступные инструменты.

Особенностью преподавания дисциплин естественных наук в средней школе, в частности химии в старших классах, является то, что она имеет межпредметные связи с огромным количеством других дисциплин, например физики и биологии. Перед учителем стоит задача научить старшеклассников овладевать знаниями самостоятельно, сформировать всестороннее понимание роли химической науки в обществе, ознакомить школьников с применением химии в различных отраслях промышленности и деятельности человека.

Традиционные методы обучения стремительно теряют свою актуальность и на первый план выдвигаются активные формы обучения, основной задачей которой является воспитание конкурентоспособной, самостоятельной в решении жизненных проблем, творческой личности.

При развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит только к ситуативному интересу к уроку. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой значимый материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. Развитию познавательного интереса способствует применение нетрадиционных (нестандартных) форм и методов проведения уроков.

Химия является одним из самых сложных предметов школьного курса и поддержка интереса школьников к занятиям требует от педагога поиска дополнительных средств и методов, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.

В школьной практике и методической литературе принято делить методы обучения на стандартные и нестандартные. Нестандартные формы и методы проведения уроков, в рамках учебного курса химии, делают её интересной и увлекательной, позволяют из набора скучных теорий, формул и непонятных схем, превратить ее в нечто интересное, познавательное, стимулирующее учащихся изучать что-то новое.

Говоря о задачах, которые помогают решить нетрадиционные уроки в рамках химии, следует отметить:

— Нестандартные уроки помогают избавиться от ярлыков на учащихся: каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны.

— Нестандартные уроки способствуют повышению интереса учащихся к предмету.

— Нестандартные уроки развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки.

— Нестандартные уроки помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, являются хорошей профилактикой конфликтов между детьми (хотя и на уроке могут случаться конфликты), нестандартные уроки учат общаться.

Самыми распространенными группами форм проведения нестандартных уроков являются:

— Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета, деловая игра, викторина.

— Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, мозговой штурм, репортаж, интервью.

— Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок.

— Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, телепередача, устный журнал.

— Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, цирк, патентное бюро, аукционы знаний.

— Интегрированные уроки. [2]

У каждого ученика есть страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик проявляет интерес к предмету, когда ему удается что-то обнаружить. Поэтому на своих уроках я использую исследовательскую деятельность, как одну из активных форм и методов обучения.

Самостоятельно проведенные исследования убеждают учеников в том, что каждый из них может сделать повторное открытие того, что уже было открыто в науке. В ходе урока учащиеся сами накапливают факты, выдвигают гипотезу, ставят эксперименты, создают теорию. Задания такого характера вызывают повышенный интерес у детей, что приводит к более глубокому и прочному усвоению знаний. Также при подготовке к подобному уроку могут понадобиться знания из других предметов, что подтверждает межпредметную связь химии с другими школьными предметами. Результатом работы на уроке являются выводы, самостоятельно полученные детьми, как ответ на проблемный вопрос учителя.

Обучение и контроль осуществляется активно, например, в форме игры, где образование происходит в процессе общения, соревнования и взаимопомощи, в результате совместной, интеллектуальной работы группы. При организации и планировании уроков химии необходимо обязательно учитывать возрастные особенности учащихся: любознательность, наблюдательность, предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками, эмоциональная возбудимость, а также использовать различные формы, адаптированные к условиям кабинета и общему уровню подготовки учащихся конкретного класса. Это уроки в форме соревнований, игр, основанные на развитии творческих способностей, напоминающие публичные формы общения, ориентированные на фантазию, воображение.

Нетрадиционные формы обучения также предполагают использование коллективных форм работы, привитие интереса к предмету, развитие умений и навыков самостоятельной работы, активизацию деятельности учащихся, становление новых отношений между учителем и учениками. Необычные по замыслу и организации нетрадиционные уроки нравятся учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. Задания, которые получают дети на этих уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска, действуют на школьников вдохновляюще.

При организации учебной деятельности учащихся, направленной на решение творческих задач на уроках химии целесообразно применять групповые формы работы, которые создают атмосферу творческого сотрудничества между учителем и учеником и учащимися в группах между собой.

При коллективном решении задач реализуются все интеллектуальные возможности членов группы. Выбор формы урока зависит не только от возрастных особенностей учащихся, но также от цели, содержания обучения в связи с изучаемой темой. Подготовка таких уроков требуется не только со стороны учителя , но и со стороны учащихся.

Дети к таким нестандартным урокам стремятся накопить как можно больше интересного материала, пользуясь материалами учебников, книг, Интернетом. Такой активный интерес не случаен. Они могут свободно и сколько угодно излагать свои знания, не боясь получить плохую отметку — они учащимся не выставляются. При этом развивается не только познавательная активность, расширяется кругозор, но и монологическая речь, умение кратко и убедительно выражать свои мысли. Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного, в контексте введения ФГОС — общекультурное развитие; личностное развитие; развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся; формирование умения учиться; развитие коммуникативной компетентности.

Опыт работы показывает, что нетрадиционные формы проведения уроков химии поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения. Одно из главных преимуществ нестандартных уроков лучше запоминаются, их особенно хорошо использовать на вводных и обобщающих уроках. Но есть мнение , что не стоит использовать их слишком часто, потому что они хоть и интересны, но в некоторых случаях могут быть менее информативны и полезны. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем.

Список литературы

1. Митрофанова М. А., Зацепина Д. В., Золотова О. М. Исследовательская деятельность школьников в процессе изучения химии // Наука и Образование. 2020. Т. 3.№ 2. С.244

2. Попова Е.Е., Петрищева Л. П., Попов А. В. Организация проектного обучения во внеурочной деятельности //Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1