Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Потенциал обновленных ФГОС ООО и новые образовательные результаты

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Сойни Юлия Валерьевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2024»  (январь, 2024)
Количество просмотров статьи: 78
Показать PDF версию Потенциал обновленных ФГОС ООО и новые образовательные результаты

Сойни Юлия Валерьевна
руководитель учебно-методического отдела
ГБУ ДППО ИМЦ
Московского района Санкт-Петербурга,
методист
E-mail: borisova-72@inbox.ru

В статье представлен опыт подходов к проектированию учебных планов урочной и внеурочной деятельности уровня основного общего образования в школах с углубленным изучением иностранных языков

С 1 сентября 2021 года все российские школы перешли на реализацию обновленных федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования [1].

Новые стандарты предполагают еще большую вариативность в получении общего образования на уровне основной школы. Обеспечение вариативности образования, согласно обновленным ФГОС ООО, может происходить как за счет разработки и реализации программ углубленного уровня по ряду предметов [1], так и посредством введения различных учебных курсов и модулей. Возможность выбирать различные образовательные траектории, ориентируясь на потребности учеников и их родителей, отражается прежде всего в образовательной программе школы. Это означает, что школа уже на уровне основного образования готова предоставить возможность освоения различных вариантов своей образовательной программы в зависимости от интересов и приоритетов семьи и ученика.

В гимназии № 524 Московского района г.Санкт-Петербурга в направлении перехода в 2021-2022 учебном году на новые ФГОС ООО велась работа над созданием проекта программы основного общего образования. Одним из ее этапов являлась разработка учебного плана урочной и внеурочной деятельности уровня основного общего образования, поскольку именно эта составляющая во многом определяет принцип вариативности обучения в школе.

Опыт работы школы по проектированию учебного плана на уровне основного общего образования нам хотелось бы представить в данной статье.

Приступая к работе над проектированием учебного плана урочной и внеурочной деятельности в гимназии, необходимо было, с одной стороны, сохранить традиции содержания образования в гимназии с углубленным изучением гуманитарных предметов (в гимназии на уровне основного общего образования традиционно велась работа по углубленному изучению английского языка — накоплен позитивный опыт в данном направлении, подобраны и сохранены высокопрофессиональные педагогические кадры), а с другой стороны, обеспечить возможность выбора образовательной траектории ребенка, включая освоение программ не только гуманитарной, но и технологической и технической направленности, особенно востребованных в последние годы в связи с наблюдаемыми тенденциями развития экономики и технологий.

Необходимость интеграции гуманитарной и технологической составляющей содержания образования в гимназии привела к мысли о создании на уровне основного общего образования предпрофильных классов (начиная с 5 класса) различной направленности: гуманитарной, где обучающимся будет предложено изучение второго иностранного языка, но математика будет изучаться на базовом уровне с, соответственно, меньшим количеством часов (по сравнению с углубленным уровнем), и технологической — изучение математики будет организовано на углубленном уровне с большим количеством часов (по сравнению с базовым уровнем). Этапы работы, цели, состав и регламент мероприятий педагогического коллектива гимназии, позволяющие сформировать классы различной направленности на основе мнения педагогов, ученика и родителей— отдельный опыт, подробно остановиться на котором возможно в следующий раз. Реализация же традиционного гимназического компонента углубленного изучения английского языка предполагалась в классах как гуманитарной, так и технологической направленности посредством введения дополнительных учебных курсов и модулей, целями которых были бы: получение исследовательских компетенций к изучению языковых явлений в иностранном языке, более углубленное изучение грамматических процессов и пр. — в гуманитарных классах и владение специализированной профессиональной лексикой, навыками технического перевода и пр. — в технологических. Очевидно, что профессиональный инженер, врач, экономист, журналист и т.д. (а именно вопросы ранней профилизации и профориентации лежат в том числе в основе подходов новых ФГОС ООО) всегда будут цениться на рынке труда, но востребованность любого специалиста будет еще выше при условии дополнительной компетенции владения им иностранным языком. Таким образом, результат владения иностранным языком на углубленном уровне в условиях специализированных школ и гимназий нами рассматривается, в том числе, как способность пользоваться языковыми средствами с целью решения задач освоения будущей профессии и применения компетенции владения иностранными языками в будущей профессиональной деятельности.

Вариативность содержания основного образования возможно осуществлять не только через урочную деятельность посредством углубления отдельных предметов и введения новых курсов и модулей — широкие возможности предоставляет и организация внеурочной деятельности в школе. Внеурочная деятельность на уровне основного общего образования, в том числе в гимназиях гуманитарной направленности, может решать задачи обучения детей с особыми потребностями, задачи культурного развития ребенка, развития его речи, любви и интереса к чтению и литературе, ведения здорового образа жизни. Вместе с тем каждый предпрофиль (гуманитарный или технологический), начиная с 5 класса, могут поддерживать два внеурочных предпрофильных курса (например, технологической направленности — «Робототехника», «Экологическая лаборатория», «3-D моделирование» и пр, гуманитарной — «Мастерская слова», «Экономика семьи», «Русская народная культура в живописи и музыке» и пр. Важно отметить, что, если закрепление уровня и объема изучения математики или иностранных языков идет за конкретным классом (гуманитарного или технологического направления), то внеурочная деятельность может быть закреплена за параллелью — таким образом, все обучающиеся могут осуществлять различные предпрофильные «пробы» в течение учебного года и «искать себя», свой интерес в многообразии наук и практик.

Принцип вариативности, заложенный в ФГОС ООО и нашедший свое отражение в идее формирования учебных планов и образовательной программы гимназии, позволял создавать многочисленные ситуации выбора в течение всего обучения на уровне основной школы как для самих обучающихся, так и для их родителей, предоставляя ребятам возможность пробовать и ошибаться в школьном возрасте, формируя способность к осуществлению ими осознанного выбора и самоопределению в дальнейшей взрослой жизни.

Список литературы:

1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»