Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Первушина Дарья Викторовна
преподаватель первой квалификационной категории
ГБПОУ ЯНАО «ЯМК», г. Салехард
Понятие «культурно-досуговые средства» состоит из двух понятий «культурная деятельность» и «средства социально-культурной деятельности». Е.И. Григорьева в учебно-методическом пособии «Современные технологии социально-культурной деятельности» дает следующее определение этим терминам:
Культурная деятельность — деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.
Средства социально-культурной деятельности — духовные и материальные факторы, источники и инструменты эмоционального воздействия на сознание, чувства и поведение людей в условиях свободного времени (устные, наглядные, технические и др. средства).[1, с.4]
Соответственно можно сказать, что культурно-досуговые средства — это набор инструментов которые оказывают идейно-эмоциональное воздействие на личность, способствуют сохранению, созданию и распространению культурных ценностей, так как формируют материальные и духовные ценности личности.
Культурно-досуговая деятельность представляет собой одно из эффективнейших направлений социокультурной интеграционной деятельности, она способна привить человеку чувство любви к культуре и искусству, воспитать умение её понимать, правильно выражать свои мысли. Процесс культурно-досуговой деятельности охватывает все стороны жизни человека. Для социокультурной интеграции необходим комплекс средств, способных правильно и гармонично воздействовать на личность. Посещение молодёжью культурно-досуговых мероприятий подразумевает не только получение знаний о культурном наследии человечества, но и формирование у неё потребности в его понимании, воспитание художественной культуры и нравственности.
Методика социально-культурной деятельности учреждений в сфере социокультурной интеграции молодёжи находится в прямой зависимости от задач социокультурной интеграции молодёжи. Содержание культурно-досуговой деятельности в сфере социокультурной интеграции молодёжи так же зависит от ценностей общества. Каждый человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в его обществе. Поэтому ценности жизни отдельного человека по своей сути ценности окружающей его общественной жизни. Эти ценности условно делятся на ценности материальные, социально-политические и духовные.
Через содержание культурно-досуговой деятельности в сфере социокультурной интеграции молодёжи удовлетворяются духовные, потребности и интересы населения. Содержание определяется задачами, решаемыми данным учреждениями по формированию социокультурной интеграции личности. Это формирование цельной и стройной системы философских, экономических и социально-политических взглядов, повышение общекультурного и научно-технического уровня, трудовое и эстетическое воспитание молодёжи.
В содержании культурно-досуговой деятельности в сфере социокультурной интеграции молодёжи должны находить отражение изменения обстановки в стране и за рубежом, реформы жизни общества. Организационно-методической основой содержания деятельности учреждений должны заниматься социально активные работники учреждения, которые хорошо знают интересы, потребности и особенности молодёжной аудитории.
Содержание культурно-досуговой деятельности по формированию социокультурной интеграции молодёжи должно облекаться в ту или иную форму. Форма, в данном случае, — это организация, структура содержания. Содержание и форма в деятельности данных учреждений должны отражаться в планах работы, репертуаре коллективов художественной самодеятельности, культурно-досуговых программах, тематике мероприятий, сценариях праздников и т.д.
Содержание культурно-досуговой деятельности реализуется через функции и принципы. Оно должно раскрывать проблему, обеспечивать решение задач, являясь одним из основных условий эффективности деятельности учреждений по формированию социокультурной интеграции молодёжи.
Содержание культурно-досуговой деятельности в сфере социокультурной интеграции молодёжи необходимо чётко определить и воплотить в соответствующие формы, а так же доходчиво донести до посетителей учреждения. Поэтому большое значение имеют способы реализации содержания культурно-досуговой деятельности в данной сфере.
Специалистам данной сферы необходимо подобрать наиболее эффективные формы деятельности учреждений. Прежде всего, форма должна являться выражением содержания культурно-досуговой деятельности по формированию социокультурной интеграции молодёжи. Чаще под формами подразумевают способы организации культурно-досуговой деятельности.
Под формами — программами культурно-досуговой деятельности — следует понимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них содержания культурно-досуговой деятельности в сфере социокультурной интеграции молодёжи.
Для достижения наибольшего эффекта от культурно-досуговой деятельности в сфере формирования социокультурной интеграции молодёжи и в зависимости от характера аудитории и средств воздействия необходимо использовать массовые, групповые и индивидуальные формы. Их выбор должен быть обусловлен содержанием и средствами культурно-досуговой деятельности.
Специалистам данных учреждений необходимо владеть профессиональными навыками на высоком уровне для того, чтобы из всего многообразия средств, форм и методов выбрать те, которые в данном случае дадут возможность наилучшим образом решить стоящие задачи социокультурной интеграции молодёжи. Нужен поиск новых, более эффективных сочетаний содержания, форм, методов и средств с целью вызвать у молодёжи интерес, привлечь их к активной деятельности в коллективе данного учреждения.
Культурно-досуговая деятельность чаще носит коллективный характер и возникает там, где существуют духовные связи между людьми и общие идеальные устремления, обладает наибольшим потенциалом в реализации ценностно-деятельностного характера социокультурной интеграции. Культурно-досуговая деятельность способна на время преобразовать течение обыденной жизни, оставляя участникам яркие впечатления и переживания.
Воспитательная направленность культурно-досуговых средств в сфере социокультурной интеграции молодёжи состоит в том, что они духовно обогащают, расширяют представление об истории, традициях и культурном наследии человечества.
В процессе социокультурной интеграции молодёжи культурно-досуговая деятельность может являться средством выражения мировоззрения, убеждений и настроения молодёжи. Они способны не только символически отображать и углублять чувства человека, но и в значительной степени облагородить его сознание. Воспитательное значение культурно-досуговых средств заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные переживания, стимулируют оптимистическое настроение.
Социокультурная интеграция культурно-досуговыми средствами является своеобразным кодексом моральных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. При выборе произведений для мероприятий следует делать акцент на произведениях, отображающих нравственные устои современного общества, закрепляющие чувства верности семье, друзьям, развивающие эстетические чувства молодёжи можно достичь цели социокультурной интеграции.
Главной целью социокультурной интеграции молодёжи на основе культурно-досуговой деятельности является приобретение нравственного опыта, наследование духовного достояния человечества, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений.
Культурно-досуговые средства являются прекрасным средством для активизации коммуникативной функции общества, так как использование в культурно-досуговых мероприятиях литературных произведений, активизируют словарный запас, позволяют услышать красоту литературного языка.
В культурно-досуговых мероприятиях, направленных на социокультурную интеграцию молодёжи, наряду с литературой присутствуют разнообразные виды искусства: музыка, живопись, хореография, театр и другие. Таким образом, большинство правильно организованных культурно-досуговых мероприятий являются синтезом многих видов искусств. Широкое использование художественных средств в работе с молодёжью позволяет расширить общую культуру, сформировать взгляды и нормы поведения, развить творческие способности. При этом важно не только давать новые знания, но и организовать их непосредственное участие в исполнении художественных произведений.
В процессе подготовки и проведения культурно-досуговых мероприятий происходит познание молодыми людьми художественных средств изображения действительности в искусстве. Большое значение имеет осмысление и усвоение участниками мероприятий композиции произведений, сюжета, фабулы, художественного образа. Таким образом, это способствует к побуждению у молодых людей выражению своего отношения к художественным произведениям.
Обязательно что бы в процессе подготовки и проведения культурно-досуговых мероприятий с целью социокульутрной интеграции молодёжи происходил анализ художественных произведений, участники, оценивая их, доказывают верность своей оценки, умение правильно, просто и доступно выражать свои мысли.
Очень важно чтобы молодёжь являлась не только участниками культурно-досуговых мероприятий с целью социокультурной интеграции, но и их соавторами, принимали участие на всех этапах создания.
А.Д. Жарков в учебном пособии «Технология культурно-досуговой деятельности» говорит о том, что смысл художественного воздействия на личность заключается в том, что участник программы является и субъектом, и объектом воздействия. Совершенно естественно, что, если в процессе таких взаимоотношений сцены и зала нарушается равновесие и объект остаётся лишь в роли зрителя, не проявляя себя как субъект, эффективность значительно снижается. [2, с. 203]
Степень влияния культурно-досуговых средств на социокультурную интеграцию молодёжи зависит от особенностей досуга, от формы досуга, от качественно-количественных характеристик включенности молодежи в различные формы досуговой социокультурной активности, от позитивных и негативных тенденций досуговой деятельности молодежи.
К положительным тенденциям культурно-досуговых средств в социокультурной интеграции молодёжи относятся увлечение молодёжи активными видами отдыха, занятия по саморазвитию и самообразованию, занятия спортом и искусством, посещение культурно-досуговых мероприятий и пр. Негативными тенденциями являются влияние и доступностью телевидения и сети Интернет, что способствует «пассивизации» досуга и обособленности молодёжи.
Для повышения уровня социокультурной интеграции молодёжи необходимо создание условий для развития и реализации социальной активности молодежи. В ходе активной социально-культурной деятельности молодые люди смогут увидеть позитивный результат своих действий. Достигаться это должно путем создания особой креативной среды и пространства для молодежной инициативы.
Для развития социокультурной интеграции молодёжи необходимо особое внимание уделять предотвращению усиления бездуховности, отчуждения от культуры, деформации принципа преемственности поколений, ослаблению установок на подлинные духовные ценности, преобладанию личных приоритетов, ориентации на потребление, развлечение, получение удовольствия.
Ю.А. Стрельцов и Е.Ю. Стрельцова в учебном пособии «Педагогика досуга» говорят о том, что большое влияние на характер свободного общения оказывает широкое развитие средств массовой информации. Оно заключается не только в обогащении и содержании досуговых контактов, но и в появлении целого ряда не практиковавшихся ранее форм межличностного воздействия. [3, с. 275]
Следует отметить важную роль СМИ в процессе социокультурной интеграции молодёжи. Именно СМИ способствуют коммерциализации культурного процесса, что ведет к отходу от норм и ценностей высокой культуры, утрате традиций, к усвоению упрощенных образцов массовой культуры, что способствует в итоге увеличению разобщенности среди молодых людей.
Деятельность досуговых учреждений должна быть направлена на создание наиболее благоприятных условий для отдыха, для развития духовных и творческих способностей молодого человека, а также решать социальные проблемы, предлагая новые модели образа жизни.
Необходим комплексный подход в решении проблем личности, поиск средств, способствующих социальной адаптации молодёжи, указывая на большие возможности культурно-досуговой деятельности в этом процессе, она является мощным средством воздействия на личность, способствует формированию мотивов, ценностей, установок, определяющих социальную адаптацию.
Одной из важных целей культурно-досуговой деятельности в учебном заведении является ознакомление молодёжи с народными традициями, обычаями и обрядами. Изучение народной культуры не только способствует развитию личности молодого человека, но и формирует навыки межличностного общения, помогает организатору вести работу по сплочению коллектива, вовлекать в воспитательный процесс большее количество обучающихся.
С обучающимися необходимо проводить систематическую культурно-досуговую работу, направленную на коррекцию низкого уровня адаптационного потенциала.
При организации культурно-досуговой деятельности с целью социокультурной интеграции молодёжи нужно учитывать современные факторы развития досуга, особенно наиболее значимые факторы, влияющие на развитие досуга в современной социокультурной ситуации России.
Особое внимание уделяется таким факторам как, многонациональность и поликультурность нашего государства, географические, климатические и демографические особенности, а также накопленный культурный опыт.
Досуг рассматривается как защитная реакция на тяжесть труда, подчеркивается важность повышения культуры быта и здорового образа жизни.
Важной является и прагматическая сторона вопроса, т. е. коммерческий подход к досугу. Таким образом, досуг — это бизнес.
Нельзя не учитывать глобализационные процессы, а также замену живого общения виртуальным, что способствует проникновению в нашу культурную среду заграничных форм досуга и праздников.
Не остаются без внимания и такие факторы, как качественно новое мировосприятие человека, личную инициативу.
Современный досуг — это поле сотрудничества различных социальных институтов, и от результатов этих отношений во многом зависит его успех.
Культурно-досуговая деятельность включает в себя политическую и социально-экономическую составляющие и является универсальным средством воздействия на общество.
Таким образом, любая из форм культурно-досуговой деятельности выполняет важные социальные функции, наряду с функцией развлечения, функция воспитания и развития личности человека, формирования общественного мнения.
Еще одна функция культурно-досуговой деятельности — социализация, она состоит в том, что культура является главным средством интеграции человека в жизнь общества.
Адаптация студентов к среде вуза связана не только с четко регламентированной учебной деятельностью, но и с социально-культурной, которая менее регламентирована и более разнообразна, что дает возможности для самореализации вне зависимости от результатов учебы. Одним из путей решения проблемы организации досуга является активное включение самих студентов во внеучебную деятельность.
В последнее время, среди молодежи, заметно активизировался интерес к многообразным формам и жанрам праздничной деятельности. Исходя из этого, многие ученые пришли к выводу, что среди молодежи за последнее время в два раза вырос интерес к национальной культуре; в три раза — к современной праздничной культуре.
Многообразные воспитательные функции массовых праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы эстетического и нравственного воздействия в системе воспитания социокультурной интеграции, в первую очередь подрастающее поколение и молодежь.
Целевые комплексные программы развития национальной праздничной культуры — наиболее эффективный инструмент реализации молодежной культурной политики, необходимое условие успешного продвижения в деле культурного воспитания, гармоничного духовного развития молодежи на основе национальных и мировых культурных ценностей.
Социальное воспитание молодых людей, их творческое, интеллектуальное, духовное развитие осуществляется не только в процессе учебной и трудовой деятельности, но и в период досуга.
В зависимости от выбора конкретных форм деятельности досуг может заключать возможности самосовершенствования и развития.
Функции социализации молодежи во время досуга осуществляются как в результате общения в группе сверстников, так и посредством деятельности учреждений культуры и других организаций.
Одной из предпосылок современных изменений социокультурной ситуации в сфере молодежного досуга, являются процессы глобализации. К ним в мировом масштабе относится и функционирование сети Интернет. Развитие ее означает появление новой коммуникационной среды для межличностного и внутригруппового общения.
Характер и масштабы трансформаций общественного жизнеустройства в условиях, когда нарушается преемственность образцов поведения, значимых ценностей, обусловили появление новой ‑ компенсаторной функции досуга. Это приводит к изменению системы ценностных ориентаций и является причиной инноваций в сфере молодежного досуга, которые выражаются в том, что одни виды досуговой деятельности перестают быть популярными и распространенными (техническое творчество, художественные и народные промыслы), другие претерпевают существенные изменения в содержании (чтение, просмотр телепередач и др.).
В целом, происходящая в сфере досуга социализация молодежи пока, в основном, характеризуется процессами стихийности, неуправляемости, что является одной из причин некоторых негативных социальных последствий.
Сложившаяся ситуация требует создания ряда условий, обеспечивающих возможность хотя бы регулировать свободное время молодежи для формирования более высокого уровня культуры ее досуга. С этой целью в современных условиях становится необходимой разработка новых принципов и методов работы с молодежью, содействующих регулированию ее свободного времени и досуга.
Методикой социально-культурной деятельности в сфере социокультурной интеграции молодёжи называют совокупность средств, форм и методов, используемых при решении поставленных задач, стоящих перед учреждениями культуры или образования. Владение данной методикой позволяет работникам культуры более систематизировано подходить к решению данных задач и совершенствовать качество выполняемой работы.
Заниматься подготовкой культурно-досуговых мероприятий осуществлять технологический процесс должны организаторы, имеющие надлежащую методическую подготовку, знающие общие основы методики и частные приемы организации культурно-досуговых мероприятий, творческие работники со знанием основ драматургии и режиссуры.
Список использованной литературы