Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Понятие политическое преступности и ее современное состояние

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Сериева Меди Магомедовна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №7 2016»  (июль)
Количество просмотров статьи: 3488
Показать PDF версию Понятие политическое преступности и ее современное состояние

Сериева Меди Магомедовна
студентка 2 курса направление «Юриспруденция»
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"

Проблема преступности до сих пор остается в общественном сознании наиболее ocipon среди социальных проблем. С начала проведения комплекса политических, экономических и правовых реформ в Российской Федерации ее ставят по значимости на второе-третье место среди всех наиболее сложных социальных проблем. Это обусловлено тем, что произошло резкое увеличение количества совершенных преступлений и повысилась их общественная опасность. Данное обстоятельство породило востребованность криминологических исследований и, как следствие, интенсивное развитие российской криминологической науки.

Отечественные специалисты стали активно изучать не только традиционные, наиболее распространенные виды и сферы преступного поведения, но и те из них, которые ранее в силу идеологических и иных причин не подвергались комплексному криминологическому анализу.

Бурное развитие отечественной криминологической науки в конце XX века, усиление влияния преступности на политику и отсутствие адекватной антикриминальной политики обновленного российского государства позволили отечественным специалистам поставить вопрос о взаимосвязи преступности и политики. Одновременно были высказаны идеи и о необходимости проведения исследований преступности в политической сфере жизни. Однако крупных комплексных криминологических и политологических исследований политической преступности не проводилось. Коренным образом не изменилась ситуация с исследованием политической преступности и в наступившем XXI веке.[1,с.44]

Проблема противодействия отдельным видам политической преступности (политической коррупции и политическому терроризму) рассматривалась на международных, общероссийских, региональных и межвузовских научных и научно-практических конференциях, «круглых столах» и семинарах, где вырабатывались основные подходы к их решению.

Однако современная криминологическая наука и правоприменительная практика нуждаются в криминологической теории, которая бы смогла описать и объяснить политическую преступность, вскрыть причины ее существования и распространения, а также предложить научно обоснованные рекомендации по предупреждению этого негативного явления.

Политическая преступность представляет собой общественно опасные формы борьбы правящих или оппозиционных политических элит, партий, групп и отдельных лиц за власть или за ее неправомерное удержание. Политическая преступность существовала в прошлом нашей страны, распространена она и сейчас. Но по политическим причинам этот вид преступности ранее не рассматривался в криминологическом плане. В настоящее время исследованию политической преступности уделяется все больше внимание, выделена целая криминологическая теория - политическая криминология, изучающая политическую преступность.

Сегодня «политическую преступность» можно рассматривать с трех позиций - уголовно-правовой, мотивационной и оце­ночной.

С точки зрения уголовного права к политическим преступлениям по УК РФ следует относить некоторые насильственные преступ­ления против основ конституционного строя: посягательство на жизнь го­сударственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекра­щения его государственной или иной политической деятельности (ст. 277); действия, направленные на насильственный захват власти или насильс­твенное удержание власти в нарушение Конституции РФ, а равно действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя РФ (ст. 278); организацию вооруженного мятежа либо активное участие в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя РФ либо нарушения территориальной целостности РФ (ст. 279); пуб­личные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280).[2,с.182]

Другие преступления против основ конституционного строя можно отнести к политическим лишь на основе конкретной оценки ряда обстоятельств.

С точки зрения мотивационного подхода отнесение того или иного преступления к числу политических определяется в зависимости от мотива его совершения. Для признания преступления политическим необходимо, чтобы оно было совершено по политическим мотивам.

С точки зрения оценочного подхода придание политического значения совершенному преступному деянию осуществляется не только самим преступником (что охватывается мотивационным подходом), но и жертвой, обществом, госу­дарством.

Политическая преступность складывается из воспроизводства преступлений как самого государства и олицетворяющих  его преступную политику, так и против государства, против его конституционного строя.

Изучение причин политической преступ­ности позволило нам сделать выводы относительно организации ее предуп­реждения.

При предупреждении политической преступности основную роль играют средства и методы общего предуп­реждения преступлений, которые должны быть направлены на решение кардинальных проблем общественного развития: повыше­ние уровня жизни населения, сглаживание существенных раз­личий в доходах граждан, ликвидацию кризисных явлений в экономике и т.д.

В числе специальных мер предупреждения политической преступности можно выделить следующие:

а) необходимо создание системы непосредственной и точной информации Президен­та России о выводах научных сотрудников и аналитических подразделений правоохранительных органов о криминальной ситуации, в том числе в политической сфере жизни общества;

б) следует ввести долж­ность помощника Президента Российской Федерации по антикрими­нальной политике;

в) следует выделить в формах статистической отчетности проявления преступности в политической сфере жизни общества, в том числе организованной, наряду с практикуемым выделением по­зиций статистических отчетов о проявлениях преступности в сфере экономики;

г) необходим систематический криминологический анализ стати­стических данных во взаимосвязи с иными источниками информа­ции в целях оценки фактического положения дел, изменения латентности преступности в политической сфере жизни общества и ее при­чин;

д) следует обеспечить декриминализацию высших эшелонов власти на основе федеральных законов;

е) необходимо исполь­зовать лучший отечественный, а также зарубежный опыт по борьбе с криминальными органи­зациями;

ж) следует ввести в соответствии с международно-правовыми документами уголовную ответственность юридических лиц и упорядочить административную ответственность таких лиц;

з) необходимо принятие действенных мер по выявлению несоответствия факти­ческой деятельности общественных и религиозных объединений той, которая заявлена в уставных и  иных учредительных документах;

и) необходимо предусмотреть, с целью перекрытия незаконных каналов финансирования выборов, уголовную ответственность за указанный вид деятельности;

к) следует использовать возможности созданного органа финансовой разведки для перекрытия криминальных каналов финансирования избирательных кампаний и т.д.

Кроме того, важную роль в предупреждении политических преступлений должны играть прокуратура, органы ФСБ и МВД. Особое внимание при этом они должны уделять борьбе с преступлениями террористического характера.

На сегодняшний день направление, в криминологии изучающее политическую преступность является одними из развивающихся направлений. Таким образом, выработка научных положений по исследованию данного явления, а также основанных на них методов предупреждение социально оправданно и полностью отвечает интересам законопослушных граждан и государства. Однако данные методы должны основываться на нормах права, а также уважать права и свободы человека и гражданина.

Литература:

  1. Шабалин В. А. Политика и преступность //Государство и право. 2012.  № 4. - С. 43-46.

  2. Лунеев В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. - М.: Волтерс Клувер, 2013. - 412с.