Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Эльмурзаев Рамзак Хасейнович
Магистрант направления 40.04.01 "Юриспруденция"
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»
Проанализировав различные точки зрения ученых, диссертант приходит к выводу о необходимости формулирования в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» отраслевых задач прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, поскольку эти задачи должны быть едиными и не могут зависеть от формы предварительного расследования. По мнению диссертанта, предлагаемое изменение законодательства даст возможность сформировать основу правового регулирования надзорной деятельности прокурора, будет способствовать стабильности и устойчивости исследуемых полномочий, позволит избежать их произвольного и непоследовательного корректирования.
По результатам проведенного исследования нами предложено следующее определение полномочий прокурора.
Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия — это определенная уголовно-процессуальным законодательством РФ система прав и обязанностей прокурора, обусловленная целями и задачами, которые поставлены перед прокуратурой как государственным органом, и позволяющая прокурору в полной мере реализовать свое назначение в досудебном производстве -эффективно предупреждать, выявлять и устранять нарушения уголовно-процессуального закона, допускаемые со стороны органов предварительного следствия. При этом права прокурора в данной системе носят властный характер, полностью определяются кругом общих обязанностей, возложенных на прокуратуру государством в досудебном производстве, и должны быть осуществлены при определенных законом обстоятельствах.[1]
Из данного определения вытекает, что исследуемым полномочиям присущ ряд характерных особенностей:
-все они находятся в органической связи между собой, обуславливают и дополняют друг друга;
-полномочия носят властный, распорядительный характер и реализуются путем принятия волевых решений;
-по своему назначению представляют собой «некий продукт слияния» субъективных прав и юридических обязанностей, которые, сочетаясь в рамках компетенции, в то же время сохраняют относительно самостоятельный характер;
-они реализуются в рамках уголовно-процессуальных отношений, субъективному праву прокурора корреспондирует соответствующая юридическая обязанность следователя или руководителя следственного органа. Причем для этих процессуальных отношений специфично, что выразителем властного начала является лишь один субъект — прокурор, хотя оба субъекта — прокурор и следователь — являются представителями власти;
-использование этих полномочий позволяет предупреждать, оперативно выявлять и устранять нарушения законов. Полномочия прокурора учитывают особенности нарушений закона, которые в силу своих опасных и часто необратимых последствий должны быть устранены незамедлительно;
-данные полномочия применяются непосредственно, свои требования прокурор обращает к субъектам расследования преступлений;
-они позволяют осуществлять надзор постоянно, непрерывно и независимо от внешних поводов (инициативно), что обусловлено спецификой задач соблюдения законности в практике расследования преступлений, повышенной вероятностью нарушения прав и свобод человека и гражданина при расследовании уголовных дел.[2]
В силу надзорного характера исследуемых полномочий к ним применимы разработанные теорией прокурорского надзора общие требования достаточности, разнообразия, действенности и эффективности.
Выработав определение понятия «полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», определив его правовую природу, выявив характерные свойства этих полномочий, а также установив требования, которым должны соответствовать такие полномочия, диссертант предпринимает попытку исследовать проблемы и нерешенные вопросы прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия.
Литература: