Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Избасаров Бекболат Уразбаевич
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2023»  (декабрь, 2023)
Количество просмотров статьи: 77
Показать PDF версию ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Избасаров Бекболат Уразбаевич
докторант,
Бизнес школа им. Аль-Фараби,
Казахский национальный университет
им. аль-Фараби

Izbassarov Bekbolat
DBA student,
al-Farabi Business School,
al-Farabi Kazakh National University

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы наличия показателей по медицинской, социальной и экономической эффективности медицинских организаций в нормативно-правовых актов в сфере здравоохранения Республики Казахстан. Выявлено отсутви комплексного подхода по оценке эффективности медицинских организаций. Автор предлагает включить индикаторы по оценке экономической эффективности с целью комплексной оценки медицинской организации по достижению конечных результатов.

Abstract: The article discusses the availability of indicators on the medical, social and economic efficiency of medical organizations in regulatory legal acts in the field of healthcare of the Republic of Kazakhstan. The lack of an integrated approach to assessing the effectiveness of medical organizations was revealed. The author proposes to include indicators for assessing economic efficiency for the purpose of a comprehensive assessment of a medical organization in achieving final results.

Ключевые слова: оценка эффективности, медицинская организация, нормативно-правовые акты

Key words: performance assessment, medical organization, regulations

Система здравоохранения Казахстана представляет собой единую социально-ориентированную систему, призванную обеспечить доступность, своевременность, качество и преемственность оказания медицинской помощи населению. Обеспечение доступной и эффективной системы здравоохранения, способствующей улучшению, поддержанию и восстановлению здоровья людей, а также благополучие нынешних и будущих поколений определены одними из общенациональных приоритетов государственной политики страны до 2025 года.

Казахстан является страной-членом ВОЗ, с именем которой связано развитие первичной медико-санитарной помощи в мире. ПМСП является основой отечественной системы оказания медицинской помощи и организуется по территориальному и семейному принципу. Это самый массовый вид медицинской помощи, обеспечивающий квалифицированное медицинское обслуживание населения.

В отечественной системе здравоохранения организации ПМСП оказывают медицинскую помощь населению: 1) в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи; 2) в системе обязательного социального медицинского страхования; 3) в рамках добровольного медицинского страхования; а также 4) в рамках вмененного медицинского страхования. Система обязательного социального медицинского страхования действует с 1 января 2020 года. Благодаря ее внедрению финансирование сферы здравоохранения выросло более чем в 2 раза. В 2023 году на финансирование медицинской помощи населению предусмотрено более 2,5 трлн тенге, в том числе по ГОБМП — 1,4 трлн, по ОСМС — более 1 трлн тенге. Финансирование ПМСП доведено до 56% от общих расходов на здравоохранение, и в соответствии програмных документов в сфере здравоохранения будет постепенно доведено до 60% к 2025 году.

Несмотря на увеличение финансирования сферы здравоохранения, имеются ряд проблемных вопросов, схожих для всех регионов страны, что свидетельствуют о недостатках в системе здравоохранения в целом. Прежде всего это низкая удовлетворенность качеством и доступностью оказываемых медицинских услуг. В 2022 году в рамках Национального проекта «Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина «Здоровая нация» планировалось, что уровень удовлетворенности населения качеством и доступностью медицинских услуг будет повышен до 69,6%, при этом фактически он составил 58,8%. Другой проблемой является низкие тарифы на медицинские услуги, а также неээффективный менеджмент руководителей, что приводит к кредиторской задолженности медицинских организаций. К концу 2023 года 619 медицинских организаций страны имели кредиторскую задолженность на сумму 109, 6 млрд тенге, в том числе 9 млрд по налогам и обязательным платежам. Отсутствие действенных механизмов по сдерживанию необоснованного перепотребления услуг здравоохранения усугубляет закредитованность медицинских организаций. Вместе с тем, имеет место нерациональное использование ресурсов. Перечисленные проблемы во многом связаны с пробелами по ряду стратегических для здравоохранения процессов, в частности эффективного управления медицинскими организациями, в первую очередь на уровне ПМСП.

Эффективность системы здравоохранения, его служб и отдельных мероприятий измеряется совокупностью показателей, каждый из которых характеризует какую-либо сторону процесса медицинской деятельности. Эффективность системы здравоохранения не может быть определена однозначно. Применительно к здравоохранению выделяют три типа эффективности: социальную; медицинскую; экономическую. [1]

Несмотря на модель системы здравоохранения, в приоритете всегда считались медицинская и социальная эффективность, однако без учета экономической эффективности невозможно провести комплексную оценку при анализе достижения конечных результатов.

Экономическая эффективность в здравоохранении не может являться определяющей при выборе тех или иных средств профилактики, лечения, организационных форм оказания медицинской помощи. Однако критерии экономической эффективности наряду с медицинской и социальной эффективностью могут служить ориентиром при выборе проведения тех или иных медицинских мероприятий в условиях ограниченных финансовых ресурсов. [2]

В отечественных программных документах, а также нормативно-правовых актах отражены в основном индикаторы отражающие медицинскую и социальную эффективность служб здравоохранения. В частности, в Концепции развития здравоохранения Республики Казахстан до 2026 года утвержденной постановлением Правительства РК № 945, а также в правилах организации и проведения внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг утвержденной приказом Министра здравоохранения РК № КР ДСМ-230/2020 указаны преимущественно показатели по улучшению качества и доступности медицинских услуг. (ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень удовлетворенности населения качеством и доступностью медицинских услуг, материнская смертность, младенческая смертность и др.) Вместе с тем, в них отсутствуют показатели и индикаторы экономической эффективности медицинских организаций.

Кроме того, следует отметить, что на уровне медицинской организации, в том числе оказывающей первичную медико-санитарную помощь до настоящего времени не предусмотрены показатели, отражающие результаты деятельности вспомогательных подразделений, таких как экономический отдел, бухгалтерия, материально-хозяйственный отдел и т.д.

Следовательно, можно сделать вывод, что в системе управления здравоохранением отсутствует комплексный подход оценивающий эффективность менеджмента конкретной медицинской организации, включающий в себя медицинскую, социальную и экономическую эффективность вместе взятых.

Данное обстоятельство приобретает еще большую актуальность при нынешнем плачевном финансовом состоянии многих медицинских организаций, находящихся под риском оказания в кредиторской задолженности.

Таким образом, изучение нормативно-правовых актов в сфере здравоохранения показало отсутствие подхода, позволяющая оценить экономическую эффективность медицинской организации с учетом конечных показателей по достижению медико-социальной эффективности. С целью решения указанного вопроса уполномоченному органу в сфере здравоохранения рекомендуется рассмотреть возможность включения в нормативную базу показателей отражающих экономическую эффективность медицинских организаций, в частности организаций ПМСП (расходы на одного прикрепленного жителя, отношение суммы доходов к произведенным расходам, доля немедицинских расходов в общих расходах организации, удельный вес фонда оплаты труда медицинского персонала в общих расходах и т.д.), содержащих систему конечных индикаторов для оценки медицинской, социальной и экономической эффективности медицинской организации. Указанные индикаторы также должны быть включены в договора присоединения к закупу услуг в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медицинского страхования.

Список литературы:

1. Е.М. Орлов, О.Н. Соколова Категория эффективности в системе здравоохранения. Фундаментальные исследования. — 2010. — № 4 — стр. 70-75

2. А.А. Саитгареева, С.С. Бударин, О.А. Волкова Показатели и критерии оценки эффективности деятельности медицинских организаций в федеральных и региональных нормативных правовых актах. Вестник Росздравнадзора. — № 6, 2015, стр 12-24